Фёдоров П.В. Печенгская быль. Мурманск, 1995.

И вот, при содействии архиепископа Ма ­ кария он, засучив рукава, вместе с при­ бывшими из Новгорода плотниками при­ нялся за возведение храма Живоначалия Троицы. Есть предание, что эту церковь сразу же после постройки (а строили, должно быть, по законам новгородского зодчест­ ва) не могли освятить — не было священ­ ника; Трифон же, как известно, надлежа ­ щим саном не обладал. Через три года он встретил у реки Колы священника Илью и «убедил его идти с собою». Храм вскоре освятили, лопарей крестили, а самого Три- фона постригли в монахи, положив тем самым начало монастырю. Согласно другой версии, Трифон дейст­ вовал вместе с подвижником Феодоритом, основавшим близ устья реки Колы мона­ стырь. В. О. Ключевский считал, что Фео- дорит и Трифон «легко могли завязать взаимные сношения». А исследователь Д. Н. Островский думал, что даже лопа­ рей «они крестили разом... в один день» на реке Паз, где позднее, в 1565 году. Трифоном была построена церковь Бори­ са и Глеба. 17

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz