Фёдоров П.В. Печенгская быль. Мурманск, 1995.

сам и горам, и в пропастях земных, и рас- щелинах каменных». А лопари-язычники, подстрекаемые своими жрецами (кебуна- ми) нередко отвечали на проповеди под- | вижника «побоями, таскали его за воло­ сы, отводили на ночлег к медвежьей бер­ логе, подмешивали сору и зелья в его пи­ тье и пищу, и даже грозили убить, если он не уйдет от них...» Любопытно, что подобную легенду (или все-таки быль?) слышал и русский пи­ сатель Михаил Пришвин. «С тех пор как святой Трифон пришел в Лапландию, — пишет он, — все лопари христиане. Сна- чала плохо приняли Трифона, за волосы даже его таскали. А потом и смирились, но господь наказал лопарей за святого, и они стали плешивыми». Н. Ф. Корольков, следуя «Житию», опи- сал внешность Трифона так: «ростом он был не мал и крепок, но несколько согбен и плешив с длинною седою бородою». Как правило, таким же, престарелым, писали Трифона и на иконах. Его образ стал рас- пространяться в храмах и часовнях Коль- ского Севера начиная с XVII века — вре­ мени канонизации. К примеру, среди по- 12

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz