Фёдоров П.В. Российская окраина: природно-культурный ландшафт и проблема генезиса заполярного города. Живущие на Севере. 2005, с. 87-90.

новании. Однако в Заполярье, - это еще и вызов самой природе, подарившей этим широтам лишь бедную растительность лесотундры. В одном из первых мурманских скверов на улице Ленинградской, появив­ шемся в начале 1930-х годов, было решено устроить что-то вроде дендропар­ ка. Здесь посадили деревья разных пород, привезенные из Ленинграда и с Со­ ловецких островов.5 Работа по озеленению городов в неблагоприятной среде Заполярья была поставлена на научную основу с учреждением в 1931 г. Поляр­ но-альпийского ботанического сада в Хибинах. Появление скверов в заполярных городах - свидетельство глубоких изме­ нений в восприятии Севера в среде поселенцев, приехавших сюда работать. Процессы постепенного приспособления мигрантов к экстремальным услови­ ям Севера, оседания их на северной земле делали актуальными потребности духовного развития, эстетического соцерзания мира. Появление скверов, как и создание первых заповедников (Лапландского и Кандалакшского), - в то же время было скрытым, подсознательным протестом против технократических установок власти, направленных на безжалостное истребление природы. Со временем, спустя годы, в силу включения в человеческом сознании ка- ких-то особых механизмов, предупреждающих об опасности, этот протест нарастал и, наконец, был осознан, после чего разрушительные действия в от­ ношении природы сменяются на конструктивный диалог. На первый взгляд, может показаться, что появившиеся на волне индустриализации города и были плавными врагами природы; на самом деле, наоборот, городская культура, с ее нигилистически настроенной интеллигентской средой, сыграла выдающуюся роль в борьбе с технократизмом и в пробуждении экологического сознания. Становление городов, появление в связи с этим природно-культурного ландшафта особого типа было порождением гуманитарного развития, про­ исходившего даже в экстремальных условиях Заполярья. Все это позволяет рассматривать человеческое сообщество как сложную самонастраивающуюся систему, основанную на преобразующей силе разума. Примечания: 1Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV - XVIII вв. Т.1: Структуры повседневности. - М., 1986. С. 511-512. 2Бродель Ф. Ук. соч. С. 510-511. 3Васнецов В. Под звездным флагом «Персея». -JI., 1974. С. 150. 4Неруш И.А. Город-герой Мурманск. - М., 1988. С. 13. 5Историко-природный маршрут в центре Мурманска /Сост. Е.Ф.Дудакова, О.А. Макарова. - Мурманск, 1993. С. 7. 90

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz