Фёдоров П.В. Российское государство и Кольский Север: притяжение и отталкивание. Живущие на Севере. 2005, c.102-108.
вить распоряжений по проекту С.Ю. Витте. Николай II стал придерживаться дальневосточного направления, в результате чего к побережью Тихого океана была проложена Транссибирская железная дорога. Однако постигшее в 1905 году Россию поражение в русско-японской войне заметно подорвало дальне восточную стратегию Николая II. Нехватка стратегического ресурса, выявившаяся в начале Первой миро вой войны, с закрытием противником основных выходов России через Бал тийское и Черное моря, вынуждает российское правительство вернуться к проекту С.Ю. Витте. К незамерзающему Кольскому заливу в 1915-1916 гг. спеш но прокладывается железная дорога, которой предназначалось стать страте гическим коридором для сообщения с союзниками по Антанте. Это создавало серьезную базу для процесса сближения центра и окраины. Большевистская революция приносит особое отношение государства к Северу: жизнь человека в экстремальных условиях обосновывается необхо димостью построения социализма. Добыча открытых на Севере природ ных ресурсов, нужных большевикам в борьбе со странами капитализма, начинает рассматриваться как стратегическая задача. Советское прави тельство не только создает систему материального стимулирования севе рян, но использует и принудительный труд. Повышает административный статус Кольского Севера (уезд, губерния, округ Ленинградской области, область). Однако военные возможности Севера в СССР долгое время недооце нивались. Северное направление рассматривалась как второстепенное, так тическое по отношению к традиционным выходам на Балтике и Черном море. Вторая мировая война снова выявила несовершенство такого под хода: северный коридор вновь компенсировал закрытие западного и юж ного выходов. Очевидно, что и на этот раз Север усиливается в большей степени вынужденно, вследствие слабости государства на традиционных путях. И только изобретение в послевоенные годы атомного оружия межкон тинентального радиуса действия ломает старую военную доктрину «европей ских направлений». Северный флот к 1970-м годам становится самым мощ ным военно-морским флотом СССР. К тому времени Мурманская область превращается в крупный индустриальный регион. Индустриализация имела столь глубокие последствия, что фактически привела к стиранию естествен ной грани между севером и югом. Однако распад СССР больно ударил по Северу. И это неудивительно, ведь современный военно-индустриальный Север был создан потребностями госу дарства, которого больше нет. Новые российские власти начинают финанси ровать программу по переселению северян в районы с благоприятным клима том, раздаются даже голоса о полном переводе Севера на вахтовый метод, отмене северных льгот. Важнейшие индустриальные предприятия, размещен ные за Полярным кругом, приватизируются. У нового российского государ ства не хватает средств для развития военно-морского флота. Благополучие северных территорий, таким образом, ныне оказалось под угрозой. Силы от 107
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz