Заполярный плацдарм. – [Мурманск : б. и.], 2005. - 99, [4] с. : ил. - 60-летию великой Победы посвящается... – В содерж.: Заполярный плацдарм : (стратегическое положение Кольского Севера в годы Великой Отечественной войны / П. В. Федоров. – С.13-20 ; Сквозь кольцо блокады… / П. В. Федоров. – С. 97-100.

«Дорога жизни» блокадного Ленинграда, проходящая по льду Ладожского озера 1 В этом письме первый секретарь Мурманского обкома ВКП(б) М. И. Старостин отметил: «Это пока все, что могли выделить, сократив нормы армии, флоту и населению в Мурманске» (Не просто имя — биография страны. Мурманск: Кн. изд-во, 1987. С. 163). на задача — просить Ленинградский ОКВКП( б ) оказать помощь в отправ­ ке из Ленинграда материалов, необ­ ходимых для ремонта рыболовецкого флота, а также материалов для про­ изводства вооружения и боеприпасов на предприятиях Мурманской облас ­ ти. В те дни Мурманская железная дорога была перерезана фашистски­ ми захватчиками, поэтому продвиже­ ние эшелона имело большие труднос­ ти. Эшелон следовал по маршруту: Мурманск-Оленья-Имандра-Канда­ лакша-Лоухи-Кемь -Беломорск-Во - логда-Волховстрой —Жихарево. От Беломорска по направлению к Во­ логде (до ст. Обозерская) эшелон двигался по недостроенной ветке, не хватало часто топлива для паровозов, поэтому были длительные остановки. Если сейчас на продвижение поез ­ да Мурманск-Ленинград требуется 35-40 часов, то в то время эшелону потребовалось 24 дня для доставки рыбопродукции в Ленинград. Непрерывные бомбежки эшело­ на, особенно на станциях Оленья, Кандалакша, Кемь, Волховстрой и Жихарево, также затрудняли продви­ ж ени е эш елон а . Оже с точ енный налет вражеских бомбардировщиков имел место также на станции Войбо- кала, где был уничтожен вокзал. Наш эшелон стоял в то время на разъезде Новый Быт, в нескольких километрах от станции Войбокала. Несмотря на все это, ни один вагон с рыбопродукцией не пострадал. 20 февраля 1942 г. эшелон с рыбопро­ дукцией прибыл на ст. Жихарево, где рыбопродукция была перегружена из вагонов на автомашины. Ночью с погашенными фарами автомашины с рыбопродукцией, а вместе с ними и мы направились че­ рез ледяную дорогу Ладожского озе ­ ра (или, как ее называли, дорогу жиз ­ н и ^ Ленинград. Однако и ночью вражеские бом­ бардировщики бомбили эту дорогу. Несколько машин при этом было повреждено. Однако драгоценный груз был 21 февраля 1942 г. достав­ лен трудящимся города Ленинграда. ...В Ленинграде мы были приняты секретарем ЦК ВКП(б), Ленинград­ ского областного и городского коми­ тетов ВКП(б)т.Ждановым А. А. На беседе в Смольном прису­ тствовали также тт. Кузнецов, Поп­ ков, Капустин идругие товарищи. Нами было вручено тт. Жданову А. А. и Капустину Я- Ф. письмо Мурман­ ского ОК ВКП(б),1 а также мы рас ­ сказали, как живут и борются с не­ мецкими захватчиками трудящиеся города Мурманска и области, о том, в каких сложных условиях военного времени ловят рыбу мурманские рыбаки. Тов. Жданов А. А. поблагодарил мурманских рыбаков и трудящихся области за помощь рыбопродуктами и сказал, что этот подарок очень и очень нужен сейчас ленинградцам. Медицинский жир, сельдь, семгу и соленую рыбу сразу же распределили по госпиталям, детским учреждени­ ям, предприятиям и воинским частям Ленинградского округа. Мы побывали на ряде предприятий города (Кировском , Балтийском заводах и ряде других). Везде мы виде­ ли самоотверженную работу ленин­ градцев в условиях блокады и варвар­ ских артиллерийских обстрелов. А. А. Жданов проявил исключи­ тельное внимание к просьбам мур­ манчан. По его указанию было выде­ лено много различных материалов и

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz