Заполярный плацдарм. – [Мурманск : б. и.], 2005. - 99, [4] с. : ил. - 60-летию великой Победы посвящается... – В содерж.: Заполярный плацдарм : (стратегическое положение Кольского Севера в годы Великой Отечественной войны / П. В. Федоров. – С.13-20 ; Сквозь кольцо блокады… / П. В. Федоров. – С. 97-100.
«Дорога жизни» блокадного Ленинграда, проходящая по льду Ладожского озера 1 В этом письме первый секретарь Мурманского обкома ВКП(б) М. И. Старостин отметил: «Это пока все, что могли выделить, сократив нормы армии, флоту и населению в Мурманске» (Не просто имя — биография страны. Мурманск: Кн. изд-во, 1987. С. 163). на задача — просить Ленинградский ОКВКП( б ) оказать помощь в отправ ке из Ленинграда материалов, необ ходимых для ремонта рыболовецкого флота, а также материалов для про изводства вооружения и боеприпасов на предприятиях Мурманской облас ти. В те дни Мурманская железная дорога была перерезана фашистски ми захватчиками, поэтому продвиже ние эшелона имело большие труднос ти. Эшелон следовал по маршруту: Мурманск-Оленья-Имандра-Канда лакша-Лоухи-Кемь -Беломорск-Во - логда-Волховстрой —Жихарево. От Беломорска по направлению к Во логде (до ст. Обозерская) эшелон двигался по недостроенной ветке, не хватало часто топлива для паровозов, поэтому были длительные остановки. Если сейчас на продвижение поез да Мурманск-Ленинград требуется 35-40 часов, то в то время эшелону потребовалось 24 дня для доставки рыбопродукции в Ленинград. Непрерывные бомбежки эшело на, особенно на станциях Оленья, Кандалакша, Кемь, Волховстрой и Жихарево, также затрудняли продви ж ени е эш елон а . Оже с точ енный налет вражеских бомбардировщиков имел место также на станции Войбо- кала, где был уничтожен вокзал. Наш эшелон стоял в то время на разъезде Новый Быт, в нескольких километрах от станции Войбокала. Несмотря на все это, ни один вагон с рыбопродукцией не пострадал. 20 февраля 1942 г. эшелон с рыбопро дукцией прибыл на ст. Жихарево, где рыбопродукция была перегружена из вагонов на автомашины. Ночью с погашенными фарами автомашины с рыбопродукцией, а вместе с ними и мы направились че рез ледяную дорогу Ладожского озе ра (или, как ее называли, дорогу жиз н и ^ Ленинград. Однако и ночью вражеские бом бардировщики бомбили эту дорогу. Несколько машин при этом было повреждено. Однако драгоценный груз был 21 февраля 1942 г. достав лен трудящимся города Ленинграда. ...В Ленинграде мы были приняты секретарем ЦК ВКП(б), Ленинград ского областного и городского коми тетов ВКП(б)т.Ждановым А. А. На беседе в Смольном прису тствовали также тт. Кузнецов, Поп ков, Капустин идругие товарищи. Нами было вручено тт. Жданову А. А. и Капустину Я- Ф. письмо Мурман ского ОК ВКП(б),1 а также мы рас сказали, как живут и борются с не мецкими захватчиками трудящиеся города Мурманска и области, о том, в каких сложных условиях военного времени ловят рыбу мурманские рыбаки. Тов. Жданов А. А. поблагодарил мурманских рыбаков и трудящихся области за помощь рыбопродуктами и сказал, что этот подарок очень и очень нужен сейчас ленинградцам. Медицинский жир, сельдь, семгу и соленую рыбу сразу же распределили по госпиталям, детским учреждени ям, предприятиям и воинским частям Ленинградского округа. Мы побывали на ряде предприятий города (Кировском , Балтийском заводах и ряде других). Везде мы виде ли самоотверженную работу ленин градцев в условиях блокады и варвар ских артиллерийских обстрелов. А. А. Жданов проявил исключи тельное внимание к просьбам мур манчан. По его указанию было выде лено много различных материалов и
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz