Заполярный плацдарм. – [Мурманск : б. и.], 2005. - 99, [4] с. : ил. - 60-летию великой Победы посвящается... – В содерж.: Заполярный плацдарм : (стратегическое положение Кольского Севера в годы Великой Отечественной войны / П. В. Федоров. – С.13-20 ; Сквозь кольцо блокады… / П. В. Федоров. – С. 97-100.

советское командование на петсамо- наутсинском направлении держало сравнительно крупные силы (кроме Северного флота, еще две дивизии). Это было связано со стремлением п р е д о т в р а т и т ь п р и г о т о в л е н и я Англии и Франции (план Дарлана) к высадке своих десантов на Кольском полуострове для оказания помощи Финляндии. Впрочем , а н г л о -ф р а н ц у з с к им планам сбыться не довелось, так как в м а р т е 1 9 4 0 г о д а с о в е т с к о - финляндская война, едва начавшись, внезапно завершилась. По заклю­ ченному в Москве мирному договору, СССРдобивался для себя определен­ ных территориальных уступок, в том числе некоторое отодвижение грани­ цы от Мурманской железной дороги и возвращение в свой состав полуос­ тровов Рыбачий и Средний, западная часть которых была уступлена Фин­ ляндии еще в 1920 году. Однако Пет ­ само (Печенга)оставалось в составе Финляндии. СССР, вконец испортивший и до того не отличавшиеся стабильностью отношения с Англией и Францией, пытался своеобразно компенсиро­ вать нарушение баланса сил налажи­ ванием сотрудничества с Германией, с тайного согласия которой Сталин начал войну против Финляндии. В свою очередь, советское п р а ви ­ тельство разрешило Германии созда­ ние на Мурмане (по одной из версий, в Мотовском заливе) военной базы «Норд» для подводных лодок и над­ водных кораблей, действовавших против английских и французских судов в Северной Атлантике. Кроме того, для германских кораблей был открыт Северный морской путь и Мурманский порт. В апреле 1940 года Германия з а ­ хватила Норвегию, получив тем са ­ мым более удобный плацдарм для размещения своих военно-морских баз, после чего необходимость в базе «Норд» на Мурмане отпала, и немцы ее закрыли. Советско-германское сотрудни­ чество оказалось весьма непрочным. Одной из серьезных трещин в нем стала так называемая «петсамская проблема», суть которой заключа­ лась в том, что и Советский Союз, и Германия претендовали на никелевые рудники, находившиеся в Петсамо (Печен г е ) , ра зработкой которых занималась англо-канадская фирма. Исход этого серьезного спора за стратегический никель во многом зависел от позиции Финляндии, на т ерритории которой находилось Петсамо. Финское правительство, мечтавшее взять реванш за потери в войне с Советским Союзом, взяло курс на поддержку Германии. В то же самое время в Германии в глубокой секретности разрабатывал­ ся проект расширения немецкой гегемонии на восток, что предусмат­ ривало захват СССР, вплоть до линии Архангельск-Астрахань. Германское правительство поста­ вило целью захват не только никеле­ вых рудников в Петсамо, но и всего Кольского полуострова, пытаясь тем самым решить как минимум три зада­ чи: обеспечить себя стратегически важным сырьем; парализовать Се ­ верный флот, чтобы добиться господ­ ства в Северной Атлантике; и пере­ резать Мурманскую железную доро­ гу, связывающую центр страны с внешним миром. При этом, хотя план по захвату Кольского полуострова был явно второстепенным по отношению к общей доктрине взаимодействия германских групп армий «Север», 16/17 Германские корабли в Норвежском море. 1940 год

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz