Заполярный плацдарм. – [Мурманск : б. и.], 2005. - 99, [4] с. : ил. - 60-летию великой Победы посвящается... – В содерж.: Заполярный плацдарм : (стратегическое положение Кольского Севера в годы Великой Отечественной войны / П. В. Федоров. – С.13-20 ; Сквозь кольцо блокады… / П. В. Федоров. – С. 97-100.
Решиться на такое строительство в условиях войны заставила необхо димость доставки в Россию военной помощи из стран-союзников. Старый Архангельск, связанный с центром страны узкоколейной железной доро гой, не мог составить серьезной кон куренции Мурману, поскольку на полгода его портовую акваторию сковывал лед. Мурманские бухты, о б о гр е в а емы е теплым течением Гольфстрим, напротив, были откры ты для морских судов круглогодично. Для строительства более чем 1000-верстного железнодорожного полотна от Петрозаводска до Коль ского залива были задействованы огромные ресурсы. На стройку при сылались не только вольнонаемные рабочие (в том числе китайцы), но и военнопленные. Одновременно на берегу Кольского залива для приема союзнических грузов строился торго вый порт. Уже к осени 1916 года была пущена построенная вчерне желе з ная дорога. Военно-стратегические грузы из стран Антанты пошли по ней вглубь России. Тогда же на берегу Кольского залива был основан новый российский город, названный в силу своего важного стратегического значения фамилией царской семьи — Романов-на-Мурмане (ныне —Мур манск). Мурманскую железную дорогу, открывшую для России удобный морской путь в Европу, западные газеты назвали «вторыми Дарданел лами». Приближенный Николая II тибетский врач П. А. Бадмаев в пись ме к императору, написанном за не сколько дней до падения монархии, предрекал, что «порт Романов дол жен сыграть мировую роль для наше го отечества —большую, чем берега Финского и Рижского заливов, Не мецкого моря и даже Черного моря и Дарданелл». Вслед за союзническими судами на Север пришли военные корабли, а позднее и подводные лодки враждеб ной Германии. Российскому прави тельству пришлось принимать меры для охраны северного побережья и прилегающих к нему участков Север ного Ледовитого океана путем созда ния, причем фактически на пустом месте, военно-морского формирова ния. Для этого сюда, главным обра зом с Дальнего Востока, переправля ются российские военные корабли (в том числе и потопленные в русско японскую войну и выкупленные у японцев крейсер «Варяг», линкор «Чесма» и др.). Сформированные из них военно-морские части и подраз деления становятся основой для созданной в июле 1916 г. флотилии Александровск. Начало XX века
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz