Заполярный плацдарм. – [Мурманск : б. и.], 2005. - 99, [4] с. : ил. - 60-летию великой Победы посвящается... – В содерж.: Заполярный плацдарм : (стратегическое положение Кольского Севера в годы Великой Отечественной войны / П. В. Федоров. – С.13-20 ; Сквозь кольцо блокады… / П. В. Федоров. – С. 97-100.
Федоров П. В., кандидат исторических наук ЗАПОЛЯРНЫЙ ПЛАЦДАРМ (стратегическое положение Кольского Севера в годы Великой Отечественной войны) Вторая мировая война своими масштабами превзошла все извест ные войны в истории человечества, превратив в театры ожесточенных военных действий даже отдаленные и слабоосвоенные территории, с не благоприятными условиями жизни. Впервые в арктических широтах военные действия велись по прави лам большой войны, при высокой концентрации самой современной техники и сопровождались значи тельными человеческими жертвами. Что же влекло на Крайний Север участников великой схватки? Кольский Север был включен в сферу геополитики еще в годы Пер вой мировой войны. Именно тогда выявилось все несовершенство рос сийской военной доктрины, с петров ских времен признававшей стратеги ческими направлениями лишь черно морское и балтийское. Северные моря казались неудобными — и с точки зрения их сравнительной уда ленности от центра страны, и в силу суровости природно-климатических условий. Однако закупорка Балтий ского и Черного морей противником в начале Первой мировой войны под твердила всю правоту С. Ю. Витте, который еще в конце XIX века пред упреждал об этой опасности, предла гая построить запасной порт у неза мер зающей бухты Мурманского побережья Баренцева моря, соеди нив его с центром страны железной дорогой. Николай II, поначалу не проявивший большого интереса к этим рекомендациям , возможно , вспомнил о них в 1915 году, когда принимал решение о строительстве Мурманской железной дороги.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz