Заполярный плацдарм. – [Мурманск : б. и.], 2005. - 99, [4] с. : ил. - 60-летию великой Победы посвящается... – В содерж.: Заполярный плацдарм : (стратегическое положение Кольского Севера в годы Великой Отечественной войны / П. В. Федоров. – С.13-20 ; Сквозь кольцо блокады… / П. В. Федоров. – С. 97-100.

Федоров П. В., кандидат исторических наук ЗАПОЛЯРНЫЙ ПЛАЦДАРМ (стратегическое положение Кольского Севера в годы Великой Отечественной войны) Вторая мировая война своими масштабами превзошла все извест­ ные войны в истории человечества, превратив в театры ожесточенных военных действий даже отдаленные и слабоосвоенные территории, с не­ благоприятными условиями жизни. Впервые в арктических широтах военные действия велись по прави­ лам большой войны, при высокой концентрации самой современной техники и сопровождались значи­ тельными человеческими жертвами. Что же влекло на Крайний Север участников великой схватки? Кольский Север был включен в сферу геополитики еще в годы Пер ­ вой мировой войны. Именно тогда выявилось все несовершенство рос­ сийской военной доктрины, с петров­ ских времен признававшей стратеги­ ческими направлениями лишь черно­ морское и балтийское. Северные моря казались неудобными — и с точки зрения их сравнительной уда­ ленности от центра страны, и в силу суровости природно-климатических условий. Однако закупорка Балтий­ ского и Черного морей противником в начале Первой мировой войны под­ твердила всю правоту С. Ю. Витте, который еще в конце XIX века пред­ упреждал об этой опасности, предла­ гая построить запасной порт у неза­ мер зающей бухты Мурманского побережья Баренцева моря, соеди­ нив его с центром страны железной дорогой. Николай II, поначалу не проявивший большого интереса к этим рекомендациям , возможно , вспомнил о них в 1915 году, когда принимал решение о строительстве Мурманской железной дороги.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz