Фёдоров П.В. Заполярный плацдарм (стратегическое положение Кольского Севера в годы Великой Отечественной войны).
При всей очевидной удобности северного коридора, обслуживавший его Северный флот, являвшийся с а мым слабым из всех советских фло тов, испытывал колоссальное напря жение при выполнении поставленной стратегической задачи. Такое поло жение во многом вытекало из сущест вовавших в довоенные годы у воен ного руководства представлений о вспомогательной, тактической роли северного направления. Основные силы традиционно размещались на Балтике и на Черном море. Но, несмотря на все опасности, поджидавшие союзнические суда по пути следования через Северную Атлантику, Норвежское и Баренцево моря, где весьма активно действовал германский флот, северный маршрут уже с конца 1941 года превратился в основную транспортную артерию меж ду СССР и союзниками. К августу 1942 года из-за границы через Мурманск и Архангельск было ввезено столько же самолетов, танков и танкеток, сколько их было в составе всех советских фрон тов на начало 1942 года. Между тем усиление арктической группы германского флота в 1942 году принесло и крупные потери сре ди союзников (трагедия 17-го кон воя), что в конечном итоге заставило переориентировать основной грузо поток с северного маршрута на юж ный и восточный, однако при одно временном расширении самого гру зопотока. Поэтому и в последующие годы объем ввозимых через Мур манск и Архангельск союзнических грузов оставался весьма значитель ным. Боевая техника, машины, само леты, продовольствие, направлявши еся на фронт, помогали Советской Армии бить врага. Великая Отечественная война подтвердила объективно возросшее стратегическое значение Кольского Севера для Российского государства. Заполярный плацдарм и сегодня продолжает надежно защищать рубе жи России. Истребители американского производства Р-40 «Китт ихок» и «Томахок», поставлявшиеся в СССР по ленд-лизу Обстановка на мурманском направлении летом 1941 года
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz