Фёдоров П.В. Заполярный плацдарм (стратегическое положение Кольского Севера в годы Великой Отечественной войны).

При всей очевидной удобности северного коридора, обслуживавший его Северный флот, являвшийся с а ­ мым слабым из всех советских фло­ тов, испытывал колоссальное напря­ жение при выполнении поставленной стратегической задачи. Такое поло­ жение во многом вытекало из сущест­ вовавших в довоенные годы у воен­ ного руководства представлений о вспомогательной, тактической роли северного направления. Основные силы традиционно размещались на Балтике и на Черном море. Но, несмотря на все опасности, поджидавшие союзнические суда по пути следования через Северную Атлантику, Норвежское и Баренцево моря, где весьма активно действовал германский флот, северный маршрут уже с конца 1941 года превратился в основную транспортную артерию меж­ ду СССР и союзниками. К августу 1942 года из-за границы через Мурманск и Архангельск было ввезено столько же самолетов, танков и танкеток, сколько их было в составе всех советских фрон­ тов на начало 1942 года. Между тем усиление арктической группы германского флота в 1942 году принесло и крупные потери сре­ ди союзников (трагедия 17-го кон­ воя), что в конечном итоге заставило переориентировать основной грузо­ поток с северного маршрута на юж­ ный и восточный, однако при одно­ временном расширении самого гру­ зопотока. Поэтому и в последующие годы объем ввозимых через Мур­ манск и Архангельск союзнических грузов оставался весьма значитель­ ным. Боевая техника, машины, само­ леты, продовольствие, направлявши­ еся на фронт, помогали Советской Армии бить врага. Великая Отечественная война подтвердила объективно возросшее стратегическое значение Кольского Севера для Российского государства. Заполярный плацдарм и сегодня продолжает надежно защищать рубе­ жи России. Истребители американского производства Р-40 «Китт ихок» и «Томахок», поставлявшиеся в СССР по ленд-лизу Обстановка на мурманском направлении летом 1941 года

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz