Фёдоров П.В. Заполярный плацдарм (стратегическое положение Кольского Севера в годы Великой Отечественной войны).
Немецкие солдаты осматривают подбитый советский танк «Д а здравствует единый фронт свободолюбивых народов против фашистских захватчиков». Фрагмент плаката военных лет «Центр» и «Юг», нацеленных соот ветственно на захват Ленинграда, Москвы и Киева, для его реализации на Севере Норвегии базировалась отдельная немецкая армия, с прямым подчинением ставке фюрера. 22 июня 1941 года, в день, когда началось вероломное нападение Германии на Советский Союз, немец кие войска захватили никелевые рудники в Петсамо, ставшие одним из основных поставщиков этого страте гического металла для германской металлургии. А 26 июня Финляндия объявила войну СССР, что привело к укреплению немецкой группировки на Крайнем Севере финскими вой сками. Одновременно начала формиро ваться антигитлеровская коалиция, в которую, кроме СССР, постепенно вошли Англия, Канада, США. Реализовать свои планы по захва ту Кольского полуострова Гитлеру не удалось. Вторгнувшиеся в пределы края части противника к осени 1941 года были остановлены на Мурман ском направлении (рубеж Западная Лица) и на Кандалакшском направ лении (рубеж Верхний и Нижний Верман). На Севере началась пози ционная война. Таким образом, Мур манск и связывающая его с центром страны железная дорога не были захвачены врагом. Учитывая это обстоятельство , И. В. Сталин призывал союзников от крыть второй фронт в Арктике. Одна ко премьер-министр Великобрита нии У. Черчилль, преследуя свои интересы, сумел уклониться от тако го проекта. Находившийся в Запо лярье самый правый фланг советско германского фронта оставался, та ким образом, довольно локальным. И хотя исход войны решался, конечно же, не здесь, надежная защита Мур манска между тем позволила обеспе чить реализацию отнюдь не локаль ной задачи. Для страны в целом, где наступление противника проходило весьма стремительно, где начал ска зываться дефицит ресурсов, свобод ный доступ к северным портам имел огромное значение, так как с началом войны остро встал вопрос о путях доставки в СССР военной помощи из стран-союзников. Поскольку Балтийское и Черное моря оказались блокированы про тивником, как и в годы Первой миро вой войны, повторился «эффект вторых Дарданелл». Ввиду того, что восточный (через Владивосток) и южный (через Персидский залив) маршруты доставки помощи были весьма протяженными, а значит, экономически менее выгодными, наибольший интерес для союзников, в особенности на первом этапе вой ны, представлял именно северный маршрут (через Архангельск и Мур манск) как наиболее короткий, хотя и весьма опасный.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz