Фёдоров П.В. Заполярный плацдарм (стратегическое положение Кольского Севера в годы Великой Отечественной войны).

Решиться на такое строительство в условиях войны заставила необхо­ димость доставки в Россию военной помощи из стран-союзников. Старый Архангельск, связанный с центром страны узкоколейной железной доро­ гой, не мог составить серьезной кон­ куренции Мурману, поскольку на полгода его портовую акваторию сковывал лед. Мурманские бухты, о б о гр е в а емы е теплым течением Гольфстрим, напротив, были откры­ ты для морскихсудов круглогодично. Для с троительства более чем 1000-верстного железнодорожного полотна от Петрозаводска до Коль­ ского залива были задействованы огромные ресурсы. На стройку при­ сылались не только вольнонаемные рабочие (в том числе китайцы), но и военнопленные. Одновременно на берегу Кольского залива для приема союзнических грузов строился торго­ вый порт. Уже к осени 1916 года была пущена построенная вчерне желе з ­ ная дорога. Военно-стратегические грузы из стран Антанты пошли по ней вглубь России. Тогда же на берегу Кольского залива был основан новый российский город, названный в силу своего важного стратегического значения фамилией царской семьи — Романов-на-Мурмане (ныне —Мур­ манск). Мурманскую железную дорогу открывшую для России удобный морской путь в Европу, западные газеты назвали «вторыми Дарданел­ лами». Приближенный Николая II тибетский врач П. А. Бадмаев в пись­ ме к императору, написанном за не сколько дней до падения монархии, предрекал, что «порт Романов дол­ жен сыграть мировую роль для наше­ го отечества —большую, чем берега Финского и Рижского заливов, Не ­ мецкого моря и даже Черного моря и Дарданелл». Вслед за союзническими судами на Север пришли военные корабли, а позднее и подводные лодки враждеб ной Германии. Российскому прави тельству пришлось принимать меры для охраны северного побережья и прилегающих к нему участков Север­ ного Ледовитого океана путем созда­ ния, причем фактически на пустом месте, военно-морского формирова ния. Для этого сюда, главным обра зом с Дальнего Востока, переправля ются российские военные корабли (в том числе и потопленные в русско- японскую войну и выкупленные у японцев крейсер «Варяг», линкор «Чесма» и др.). Сформированные из них военно-морские части и подраз деления становятся основой для созданной в июле 1916 г. флотилии Александровск. Начало XX века

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz