Фёдоров П.В. Местные иллюстрации в школьных курсах всеобщей истории X Ушаковские чтения. 2014, c.193-195.

П. В. Федоров МЕСТНЫЕ ИЛЛЮСТРАЦИИ В ШКОЛЬНЫХ КУРСАХ ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ В преподавании исторических дисциплин в школе немаловажное значение приобретает способность учителя обеспечивать межпредметные связи, преодолевать разобщенность зарубежной и отечественной истории, добиваться синхронного осмысления исторических событий для того, что­ бы сформировать у учащихся целостное представление о развитии челове­ чества и истории как науке. Препятствия к решению данных задач лежат, в частности, в том, что всеобщая история нередко понимается исключительно как история зару­ бежных стран и противопоставляется истории отечественной. Вместе с тем непреодолимость границы между всеобщей и отечественной историями можно подвергнуть сомнению, имея в виду, что всеобщая история носит действительно «всеобщий», метасинтетический характер в системе исто­ рического знания. Все это говорит о том, что в рамках большинства школьных предметов из цикла всеобщей истории (история средних веков, новая история, новейшая история) учитель может уверенно использовать как иллюстрации, так и компаративистские конструкции, построенные на материале отечественной истории. Это тем более важно, если учесть, что государственный «заказ» в сфере школьного исторического образования нацелен в первую очередь на воспитание сознательного и образованного гражданина Российской Федерации. Одной из нереализованных возможностей в этой связи представляет­ ся использование национально-регионального компонента на уроках все­ общей истории. Местные исторические сюжеты, связанные с территорией проживания учащихся, местом нахождения самой школы, традиционно рассматриваются приложением к отечественной истории, что, наверное, естественно и оправданно. Но не менее важно, на наш взгляд, избиратель­ ное использование их и в курсах всеобщей истории. Тем более, что в усло­ виях современного сокращения часов на национально-региональный ком­ понент не каждый учитель-практик обладает сегодня ресурсом для прове­ дения самостоятельного курса по краеведению. Используемые на уроках как по отечественной, так и по всеобщей истории местные исторические иллюстрации помогут отчасти скомпенсировать этот недостаток, и, кроме того, они же будут содействовать смягчению оппозиции всеобщей и отече­ ственной истории на основе более гармоничного рассмотрения локальных и глобальных исторических процессов, что в конечном итоге позволит учащимся лучше уяснить миссию России в общемировой истории. В данном сообщении мы поставили целью помочь практикующему в Мурманской области учителю истории в обнаружении местного материа­ 193

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz