Фёдоров П.В. Арктика. Эхо холодной войны Вестник Центра американистики. 2006, c.60-62.

П. В. Федоров. Арктика. Эхо холодной войны ший НАТО. На его перехват вылетел летчик-североморец М. Китайчик. Меж­ ду ними завязался воздушный бой. И все же незваному гостю удалось безнаказан­ но покинуть воздушное пространство СССР Для разбора этого инцидента в Се­ вероморск срочно прибыл министр обо­ роны СССР маршал Н. А. Булганин. За безнаказанный уход РБ-47 капитан М. Китайчик был отстранен от летной работы. Один из наиболее печальных перио­ дов в советско-американских отношени­ ях относится к весне и лету 1960 года. 1 мая в районе Свердловска был сбит американский самолет У-2. Пилот Френ­ сис Гарри Пауэрс остался жив и вскоре предстал перед Военной коллегией Вер­ ховного суда СССР Не успел затихнуть скандал по «делу Пауэрса», как произошел новый и более трагичный воздушный инцидент, на сей раз над Баренцевым морем. 1 июля 1960 года к государственной границе СССР в районе мыса Святой Нос на Мурманском побережье приблизился американский самолет РБ-47 с шестью членами экипа­ жа. Вылетевший на его перехват советс­ кий летчик ПВО В. А. Поляков сбил его - американский разведчик рухнул в море. В ходе разбирательства потом выясни­ лось, что решение уничтожить потенци­ ального нарушителя В. Поляков факти­ чески принял единолично: четкого при­ каза с земли не последовало. Ситуация осложнялась еще неясностью местополо­ жения РБ-47 в воздухе: поскольку инци­ дент произошел на границе советского воздушного пространства, было не впол­ не понятно - в советской или нейтраль­ ной зоне случилась катастрофа? Все это смахивало на самовольство советского летчика и грозило ему судом. Вашингтон официально заявил, что самолет выполнял полет с научно-иссле­ довательскими целями. Однако Кремль расценил данный инцидент как провока­ цию, сознательный акт нарушения госу­ дарственной границы СССР. Поэтому В. Поляков не только не пострадал, но даже был награжден орденом Красного Знамени. Из шести членов экипажа двое суме­ ли спастись: капитана Джона Р Маккоу- на и капитана Фримана Б. Олмстеда с надувных плотиков подобрал советский траулер «Тобольск». Спасенные ступили на борт советского траулера в форме американских военных летчиков - ком­ бинезонах серого цвета и черных кожа­ ных ботинках. Вместе с выжившими чле­ нами экипажа на траулер было погруже­ но и тело 39-летнего капитана Улларда Г Палма. Вскоре оно было доставлено в Москву и в запаянном цинковом гробу передано представителям США. Тела трех других погибших членов экипажа не обнаружили. Выжившие Маккоун и Олмстед были осуждены за шпионаж, но пробыли в Со­ ветском Союзе всего семь месяцев. 24 января 1961 года Президиум Верхов­ ного Совета СССР, «руководствуясь стремлением к улучшению отношений» двух стран, издал постановление об ос­ вобождении их от уголовной ответствен­ ности и передаче американским властям. Советские военные корабли и рыбо­ ловные траулеры по специальному при­ казу прочесывали участок Баренцева моря, куда упал американский самолет. Мурманчанин В. М. Драчук, работавший в 1960 году третьим штурманом на трау­ лере «Свет», вспоминал: «Я знаю точно, что мы поймали: обрывок крыла само­ лета, кусок кабины с двигателем, в тра­ ле также была магнитофонная лента». Позднее нашим рыбакам в этом же районе попадались и более страшные находки. Капитан архангельского трау­ лера «Ялта» А. К. Поляшов писал в сво­ ем объяснении: «В кормовом крыле тра­ ла оказался парашют иностранного про­ изводства, В стропах парашюта была обнаружена часть ноги человека (стопа 6 1

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz