Фёдоров П.В. Арктика. Эхо холодной войны Вестник Центра американистики. 2006, c.60-62.
П. В. Федоров. Арктика. Эхо холодной войны ший НАТО. На его перехват вылетел летчик-североморец М. Китайчик. Меж ду ними завязался воздушный бой. И все же незваному гостю удалось безнаказан но покинуть воздушное пространство СССР Для разбора этого инцидента в Се вероморск срочно прибыл министр обо роны СССР маршал Н. А. Булганин. За безнаказанный уход РБ-47 капитан М. Китайчик был отстранен от летной работы. Один из наиболее печальных перио дов в советско-американских отношени ях относится к весне и лету 1960 года. 1 мая в районе Свердловска был сбит американский самолет У-2. Пилот Френ сис Гарри Пауэрс остался жив и вскоре предстал перед Военной коллегией Вер ховного суда СССР Не успел затихнуть скандал по «делу Пауэрса», как произошел новый и более трагичный воздушный инцидент, на сей раз над Баренцевым морем. 1 июля 1960 года к государственной границе СССР в районе мыса Святой Нос на Мурманском побережье приблизился американский самолет РБ-47 с шестью членами экипа жа. Вылетевший на его перехват советс кий летчик ПВО В. А. Поляков сбил его - американский разведчик рухнул в море. В ходе разбирательства потом выясни лось, что решение уничтожить потенци ального нарушителя В. Поляков факти чески принял единолично: четкого при каза с земли не последовало. Ситуация осложнялась еще неясностью местополо жения РБ-47 в воздухе: поскольку инци дент произошел на границе советского воздушного пространства, было не впол не понятно - в советской или нейтраль ной зоне случилась катастрофа? Все это смахивало на самовольство советского летчика и грозило ему судом. Вашингтон официально заявил, что самолет выполнял полет с научно-иссле довательскими целями. Однако Кремль расценил данный инцидент как провока цию, сознательный акт нарушения госу дарственной границы СССР. Поэтому В. Поляков не только не пострадал, но даже был награжден орденом Красного Знамени. Из шести членов экипажа двое суме ли спастись: капитана Джона Р Маккоу- на и капитана Фримана Б. Олмстеда с надувных плотиков подобрал советский траулер «Тобольск». Спасенные ступили на борт советского траулера в форме американских военных летчиков - ком бинезонах серого цвета и черных кожа ных ботинках. Вместе с выжившими чле нами экипажа на траулер было погруже но и тело 39-летнего капитана Улларда Г Палма. Вскоре оно было доставлено в Москву и в запаянном цинковом гробу передано представителям США. Тела трех других погибших членов экипажа не обнаружили. Выжившие Маккоун и Олмстед были осуждены за шпионаж, но пробыли в Со ветском Союзе всего семь месяцев. 24 января 1961 года Президиум Верхов ного Совета СССР, «руководствуясь стремлением к улучшению отношений» двух стран, издал постановление об ос вобождении их от уголовной ответствен ности и передаче американским властям. Советские военные корабли и рыбо ловные траулеры по специальному при казу прочесывали участок Баренцева моря, куда упал американский самолет. Мурманчанин В. М. Драчук, работавший в 1960 году третьим штурманом на трау лере «Свет», вспоминал: «Я знаю точно, что мы поймали: обрывок крыла само лета, кусок кабины с двигателем, в тра ле также была магнитофонная лента». Позднее нашим рыбакам в этом же районе попадались и более страшные находки. Капитан архангельского трау лера «Ялта» А. К. Поляшов писал в сво ем объяснении: «В кормовом крыле тра ла оказался парашют иностранного про изводства, В стропах парашюта была обнаружена часть ноги человека (стопа 6 1
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz