Фёдоров П.В. Земства и коммуны. Судьба местного самоуправления в России и Швеции.

Таким образом, реформа 1862 года узаконила как бы два «этажа» мест­ ного самоуправления — региональный, на уровне ленов (ландстинги) и собственно местный, на уровне сельских и городских коммун. Развитие Швеции продолжалось в русле демократизации всех сторон жизни. В 1909 году правительством А. Линдмана была проведена новая избирательная реформа. Вместо старой мажоритарной системы вводился принцип пропорционализма. Нововведение касалось не только выборов в парламент (риксдаг), но и в органы местного самоуправления. В результа­ те неравенство было уменьшено [11]. В 1862 году всего 6 процентов шведского населения могли, согласно закону, участвовать в выборах в местные органы власти. В результате ре­ форм 1918 и 1921 годов это право стало всеобщим и равным [16]. Первая и Вторая мировые войны, трудности межвоенного периода не обошли стороной местное самоуправление Швеции. Коммунальные орга­ ны, несмотря на тяжелое время, стремились поддерживать уровень нор­ мальной жизни, а в период передышки —двигаться навстречу «государ­ ству всеобщего благосостояния». И тем не менее старая коммунальная си­ стема уже не отвечала новым требованиям. В результате сильной мигра­ ции населения из деревень в города многие сельские коммуны в Швеции обезлюдили. Из-за отсутствия нужного количества средств (образуемых сбором налогов) они были не способны решать социальные проблемы. В 1952 году в стране начинается новая коммунальная реформа, смысл ко­ торой состоял в уменьшении числа коммун путем их объединения. На пер­ вых порах реформа буксовала (центральной власти пришлось прибегнуть к принуждению). В результате к 1974 году в Швеции насчитывалось 300 коммун. Этот процесс продолжался и в дальнейшем. В настоящее вре­ мя страна разделена на 23 ландстинга (1995) и 289 коммун (1999). Причем, три коммуны (Гетеборг, Мальме и Готланд) не входят в состав ландстин- гов, представляя собой автономные образования [17]. В Акте о местном самоуправлении, принятом риксдагом в 1991 году, четко формулируются права и обязанности ландстингов и коммун. Ланд­ стинги занимаются в основном вопросами здравоохранения. На комму­ нах лежит более широкий перечень обязанностей — обеспечение работы школ, детских дошкольных учреждений, учреждений по уходу за преста­ релыми, сектор коммунальных услуг, строительство и сдача в наем жилья, культурная работа и организация досуга. Источниками доходов коммун и ландстингов могут быть налоги, государственные субсидии, плата за пре­ доставляемые услуги, доходы от продажи, займы. Муниципальный налог в Швеции взимается в настоящее время только в форме подоходного на­ лога с граждан [18]. 18

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz