Фёдоров П.В. Земства и коммуны. Судьба местного самоуправления в России и Швеции.
развивалось сельское хозяйство. ВШвеции зарождалась крупная промыш ленность. По закону 1842 года, в стране вводилось обязательное началь ное образование [26]. Коммунальная реформа 1862 года предусматривала переустройство ста рой системы самоуправления на новых началах. Отныне самоуправление распространялось и на провинции (лены), где вводились бессословные провинциальные земские собрания — ландстинги. Вот как говорится об этом в «Истории Швеции»: «Избирать в эти собрания... могли все исправ ные налогоплательщики обоего пола с 21 года, быть избранными —те же, но с 25 лет. Выборы были смешанными —и прямыми, и двухстепенными. Собрания должны были насчитывать не менее 20 депутатов, избирались на два года, обновлялись в два приема, собирались ежегодно, не могли быть распущены королем; присутствующий губернатор не имел в них ре шающего голоса. Полномочия собраний были, однако, крайне ограниче ны, и собственных исполнительных органов они не имели. Постановле ния собраний нуждались в утверждении короля или губернатора» [10]. За метим, шведские женщины, платящие налоги, сразу получили право из бирать и быть избранными в муниципальные собрания (в Норвегии —толь ко в 1901 году) [9]. В шведской избирательной системе в то время использовался «множе ственный вотум»: число голосов, которыми располагал избиратель, зави село от его имущественного положения. Понятно, что результаты выбо ров во многом зависели от мнения зажиточных слоев. Кроме того, право голоса получили и юридические лица (акционерные компании и т. д.). Реформа 1862 года официально вводила городское самоуправление. В крупнейших городах Стокгольме и Гетеборге были созданы ландстинги, в крупных и средних — советы уполномоченных. В малых городах и сель ских коммунах использовалась традиционная (и самая, на наш взгляд, де мократичная) форма — общие собрания всех жителей налогоплательщи ков. И что важно, эти собрания отделялись от церковно-приходских схо дов и становились чисто светскими. Правда, границами коммун еще долго оставались церковные приходы. Так, в 1862 году было создано примерно 2500 коммун, в т. ч. сельских —2400, городских —около 90, чепингов (сме шанная, сельско-городская форма) — 10. Коммуны имели право создавать советы уполномоченных. Однако за местным самоуправлением существо вал контроль со стороны центральной власти: в крупных городах —через назначаемые правительством магистраты, в мелких городах и сельских об щинах —через ленсманов (приставов). Закон 1862 года предоставил коммунам право взимания налога. Каж дый член коммуны мог обжаловать незаконные с его точки зрения реше ния муниципального собрания через суд. 17 S Мурманская областная « ушшврСалъ'Вя на;. Чаа* | библиотека !|
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz