Фёдоров П.В. Земства и коммуны. Судьба местного самоуправления в России и Швеции.

развивалось сельское хозяйство. ВШвеции зарождалась крупная промыш­ ленность. По закону 1842 года, в стране вводилось обязательное началь­ ное образование [26]. Коммунальная реформа 1862 года предусматривала переустройство ста­ рой системы самоуправления на новых началах. Отныне самоуправление распространялось и на провинции (лены), где вводились бессословные провинциальные земские собрания — ландстинги. Вот как говорится об этом в «Истории Швеции»: «Избирать в эти собрания... могли все исправ­ ные налогоплательщики обоего пола с 21 года, быть избранными —те же, но с 25 лет. Выборы были смешанными —и прямыми, и двухстепенными. Собрания должны были насчитывать не менее 20 депутатов, избирались на два года, обновлялись в два приема, собирались ежегодно, не могли быть распущены королем; присутствующий губернатор не имел в них ре­ шающего голоса. Полномочия собраний были, однако, крайне ограниче­ ны, и собственных исполнительных органов они не имели. Постановле­ ния собраний нуждались в утверждении короля или губернатора» [10]. За­ метим, шведские женщины, платящие налоги, сразу получили право из­ бирать и быть избранными в муниципальные собрания (в Норвегии —толь­ ко в 1901 году) [9]. В шведской избирательной системе в то время использовался «множе­ ственный вотум»: число голосов, которыми располагал избиратель, зави­ село от его имущественного положения. Понятно, что результаты выбо­ ров во многом зависели от мнения зажиточных слоев. Кроме того, право голоса получили и юридические лица (акционерные компании и т. д.). Реформа 1862 года официально вводила городское самоуправление. В крупнейших городах Стокгольме и Гетеборге были созданы ландстинги, в крупных и средних — советы уполномоченных. В малых городах и сель­ ских коммунах использовалась традиционная (и самая, на наш взгляд, де­ мократичная) форма — общие собрания всех жителей налогоплательщи­ ков. И что важно, эти собрания отделялись от церковно-приходских схо­ дов и становились чисто светскими. Правда, границами коммун еще долго оставались церковные приходы. Так, в 1862 году было создано примерно 2500 коммун, в т. ч. сельских —2400, городских —около 90, чепингов (сме­ шанная, сельско-городская форма) — 10. Коммуны имели право создавать советы уполномоченных. Однако за местным самоуправлением существо­ вал контроль со стороны центральной власти: в крупных городах —через назначаемые правительством магистраты, в мелких городах и сельских об­ щинах —через ленсманов (приставов). Закон 1862 года предоставил коммунам право взимания налога. Каж­ дый член коммуны мог обжаловать незаконные с его точки зрения реше­ ния муниципального собрания через суд. 17 S Мурманская областная « ушшврСалъ'Вя на;. Чаа* | библиотека !|

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz