Фёдоров П.В. Земства и коммуны. Судьба местного самоуправления в России и Швеции.
Особенность средневекового развития Швеции состоит в том, что в стране не сложилось ярко выраженного крепостного права, но существо вало многочисленное лично свободное крестьянство. Профессор Олоф Петерссон считает, что в эпоху позднего средневековья в Швеции име лись четыре властных центра, конкурирующих между собой: монархия, нобилитет, церковь и крестьянство [19]. Крестьянское самоуправление, представленное народными собраниями (тингами), отчасти было вызвано лесистой и труднодоступной местностью страны: государственные чинов ники не могли в полной мере контролировать всю территорию. И все же народное воздействие на власть было заметно меньшим, чем влияние но билитета и церкви. В народных собраниях могли участвовать все свободные мужчины. Женщины и рабы такого права не имели. Примечательно, что среди воп росов, обсуждаемых в тингах, был и вопрос налогообложения. Причем, эта общественная «привилегия» была узаконена королем Магнусом Эрикс соном в первом конституционном статуте, обнародованном на поле около Упсалы в 1319 году. Согласно этой королевской хартии, всякие решения, касавшиеся налогов, требовали одобрения народа. По мере усиления королевской власти и превращения Швеции в вели кую державу (XVII век), полномочия местного самоуправления ограничи вались. Дискуссионным остается вопрос о степени сокращения этих пол номочий. В конце XVII века наметились первые признаки укрепления са- моуправленческих начал в обществе. В 80-е годы король Карл XI провел земельную реформу, в результате которой огромные земельные владения аристократии были раздроблены и положение крестьян снова улучшилось. В XVIII веке оформляется церковное самоуправление. Границы цер ковного прихода обычно совпадали с границами сельской общины. На са моуправление возлагались теперь не только светские, но и церковные фун кции. Вполне естественно, что его опекуном стало духовенство. Тогда же на сельские общины государство возложило ответственность за оказание помощи бедным. Юридического понятия «коммуна» долгое время не су ществовало. Если в отношении сельской общины законодательство пер вой половины XIX века более или менее четко устанавливало форму ее самоуправления, то города, имевшие самоуправляющиеся общины де-фак то, не обладали таким подтверждением де-юре [15]. Настоящей «коммунальной революцией» стала реформа 1862 года, про веденная при кабинете министров Луи де Геера. В это время в Швеции утверждалась индустриальная цивилизация. С 1814 года страна не знала войн, что благоприятно сказалось на ее развитии. Строились железные дороги, открывались частные банки и акционерные общества, успешно 16
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz