Фёдоров П.В. Земства и коммуны. Судьба местного самоуправления в России и Швеции.

Особенность средневекового развития Швеции состоит в том, что в стране не сложилось ярко выраженного крепостного права, но существо­ вало многочисленное лично свободное крестьянство. Профессор Олоф Петерссон считает, что в эпоху позднего средневековья в Швеции име­ лись четыре властных центра, конкурирующих между собой: монархия, нобилитет, церковь и крестьянство [19]. Крестьянское самоуправление, представленное народными собраниями (тингами), отчасти было вызвано лесистой и труднодоступной местностью страны: государственные чинов­ ники не могли в полной мере контролировать всю территорию. И все же народное воздействие на власть было заметно меньшим, чем влияние но­ билитета и церкви. В народных собраниях могли участвовать все свободные мужчины. Женщины и рабы такого права не имели. Примечательно, что среди воп­ росов, обсуждаемых в тингах, был и вопрос налогообложения. Причем, эта общественная «привилегия» была узаконена королем Магнусом Эрикс­ соном в первом конституционном статуте, обнародованном на поле около Упсалы в 1319 году. Согласно этой королевской хартии, всякие решения, касавшиеся налогов, требовали одобрения народа. По мере усиления королевской власти и превращения Швеции в вели­ кую державу (XVII век), полномочия местного самоуправления ограничи­ вались. Дискуссионным остается вопрос о степени сокращения этих пол­ номочий. В конце XVII века наметились первые признаки укрепления са- моуправленческих начал в обществе. В 80-е годы король Карл XI провел земельную реформу, в результате которой огромные земельные владения аристократии были раздроблены и положение крестьян снова улучшилось. В XVIII веке оформляется церковное самоуправление. Границы цер­ ковного прихода обычно совпадали с границами сельской общины. На са­ моуправление возлагались теперь не только светские, но и церковные фун­ кции. Вполне естественно, что его опекуном стало духовенство. Тогда же на сельские общины государство возложило ответственность за оказание помощи бедным. Юридического понятия «коммуна» долгое время не су­ ществовало. Если в отношении сельской общины законодательство пер­ вой половины XIX века более или менее четко устанавливало форму ее самоуправления, то города, имевшие самоуправляющиеся общины де-фак­ то, не обладали таким подтверждением де-юре [15]. Настоящей «коммунальной революцией» стала реформа 1862 года, про­ веденная при кабинете министров Луи де Геера. В это время в Швеции утверждалась индустриальная цивилизация. С 1814 года страна не знала войн, что благоприятно сказалось на ее развитии. Строились железные дороги, открывались частные банки и акционерные общества, успешно 16

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz