Фёдоров П.В. Земства и коммуны. Судьба местного самоуправления в России и Швеции.

Особенной чертой самоуправления в Швеции является проведение выборов в местные органы партийными списками и, как уже говорилось, по пропорциональной системе. В последнее время все большее значение приобретают так называемые местные (региональные) партии, влияние же национальных партий снижается [20]. Традиционной формой межкомму- нального сотрудничества выступают ассоциации коммун и ландстингов. Государство имеет рычаги контроля за местным самоуправлением в Шве­ ции, однако в последнее время явно преобладает тенденция к децентрали­ зации. При муниципальных собраниях создаются исполнительные коми­ теты, призванные решать текущие вопросы, а также аудиторские службы (нечто вроде контрольно-ревизионных комиссий). Система местного самоуправления в Швеции действительно превзош­ ла все ожидания. Она обеспечивает гармоничное развитие общества и мак­ симальную заботу о человеке. И все же не следует ее идеализировать. В мире нет ничего идеального. Сами шведы говорят о бюрократизации му­ ниципальных органов и финансовых трудностях, которые постигли неко­ торые «разбухшие» социальные проекты. Между тем эти проблемы кажут­ ся по российским меркам сущей чепухой. Кроме того, Швеция подарила миру особую модель социально-эко­ номического и политического устройства. Каждый вкладывает в понятие «шведская модель» свой смысл. Нам понравилось определение, изложен­ ное в книге А. М. Волкова. «В конце 1960-х годов иностранные наблюда­ тели, —пишет он, —стали отмечать успешное сочетание в Швеции быст­ рого экономического роста с обширной политикой реформ на фоне отно­ сительной социальной бесконфликтности в обществе» [4]. Остается только сожалеть, что Россия, где земства были введены всего на два года позже (!), чем коммуны в Швеции, не пошла по шведскому пути. И все же, по мнению некоторых ученых, у нашей страны имелись шан­ сы с помощью постепенного, эволюционного развития придти к качествен­ но новой ступени. Ведь и Швеция, как мы видели, не сразу достигла успе­ ха. Местное самоуправление долго искало там свое место под солнцем, и в этом ему помогало государство. Последний фактор, как мы видели из ис­ тории, —один из самых решающих, когда речь заходит о судьбах местного самоуправления. Кто, как не государство, должно помогать муниципаль­ ным органам? До революции 1917 года местное самоуправление в России находилось под жестким контролем государства. Возможности той эпохи были неве­ лики: в стране сохранялась абсолютная монархия (в Швеции к тому вре­ мени королевская власть была уже ограниченной). И тем не менее, как 19

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz