Фёдоров П.В. Рождение Северного военно-морского флота: долгий путь воплощения идеи. Учёные записки МГПУ. 2009, Вып. 9, c.3-18.

положение уже трудно было исправить. Вот и получилось, что в годы вой­ ны эсминцы, подводные лодки и катера больше всего были нужны именно на Севере, Но там их не хватало, а в Ленинграде вынужденно бездейство­ вало много кораблей»1. Опыт Великой Отечественной войны выявил серьезные просчеты со­ ветских оперативных планов, которые не предусматривали использование Северного флота в океане. Флот располагал к началу войны 8 эскадренны­ ми миноносцами, 7 сторожевыми кораблями, 2 тральщиками, 14 охотниками за подводными лодками, 15 подводными лодками, 116 самолетами2. Этих сил с трудом хватало для противодействия противнику даже в Баренцевом море, не говоря уже о более дальних районах. Как и в годы Первой миро­ вой войны, Северному флоту довелось решать задачу по охране только ближних коммуникаций. Сопровождение транспортных судов за предела­ ми Баренцева моря обеспечивалось союзниками. В то же время бурные события Великой Отечественной войны не­ редко заслоняют собой процесс активного роста Северного флота, проис­ ходивший в условиях военной обстановки. Среди исследователей можно встретить весьма пессимистическое, если не сказать скептическое, отно­ шение к северной военно-морской стратегии СССР 30-40-х гг., полагаю­ щееся, так сказать, на «железо», т.е. на количественные размеры флота, а не на динамику их изменения. Так, например, Д.Е, Жалнин, называя по­ тенциал северной военно-морской группировки 1941-1945 гг. «ограничен­ ным», находит, что советская историография преувеличивала значение Се­ верного флота времен Великой Отечественной войны, экстраполируя на его исторический образ черты флота послевоенного периода. И хотя вы­ шеназванный автор сетует, что «даже профессиональным историкам не всегда удается полностью абстрагироваться от сложившейся традиции», данный подход, с точки зрения рассмотрения всей полноты исторической перспективы, едва ли можно признать продуктивным3. Сравнительный анализ динамики ВМФ свидетельствует о том, что Северный флот, несмотря на свои небольшие размеры, в условиях войны был самым быстро растущим военно-морским формированием в СССР, что напрямую связывалось с необходимостью охраны северного транс­ портного маршрута. За период войны удельная доля Северного флота в суммарном водоизмещении кораблей ВМФ выросла с 7,7% до 21,8%, что 1Кузнецов Н.Г. Накануне. Курсом к победе. - М.: Воениздат, 1991. - С. 250-251. Военно-морской флот Советского Союза в Великой Отечественной войне. - СПб., з 2005 .- Т , 1 .- С . 71. Жалнин Д.Е. Формирование образа Северного флота в отечественной историографии: к постановке проблемы // Гуманитарные проекты стран Северной Европы и России. - к 1 Ь Мурманск, 2006, - С. 74-79. Д GЧ9О^ ^ Обязательный 1? ГУК Мурманска* государственная областная универсальная

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz