Фёдоров, П. В. Теоретические проблемы досоветской истории Кольского Севера : учебно-методическое пособие / П. В. Федоров ; Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2012. - 118 с.
Известно, что в XIII веке саамы Кольского полуострова ("терфинны") уже платили дань Великому Новгороду. С тех пор их развитие происходило в русле российской государственности. В XIX веке в этнографической и публицистической литературе про явился интерес к рассмотрению влияния российской колонизации на жизнь саамов. Позже к этой проблеме обратились и профессиональные историки. В частности, исследователям удалось увидеть в саамах своеобраз ный показатель экономического и этического характера российской коло низации. На фоне того, что испытали саамы после прихода русских - про гресс в развитии или, напротив, деградацию своего хозяйства и сокраще ние численности своего населения, сами участники российской колониза ции представляются или носителями более высокой культуры, способны ми «цивилизовать» северных аборигенов, или бескомпромиссными коло низаторами, поработителями малочисленного народа. № 1. Н. Н. Харузин об «обеднении» саамов и утрате ими древних на выков оленеводства в связи с многовековым гнетом со стороны коло низаторов и переходом к оседлости [1890 г.] <...> Остается еще вопрос: на какой степени культуры стояли лопари в эту далекую доисторическую эпоху своей жизни. Дюбен1 на основании данных, полученных им из исследования языка лопарей, так рисует нам культуру их в момент, когда они в незапамятные времена впервые столк нулись с северными представителями германской расы. Лопари, пишет он, в это время не составляли правильного, организованного общества и не выработали еще правильного управления. Они находились на патриар хальной стадии развития и делились на отдельные семьи, с многочислен ными наименованиями для самых различных видов родства. Они не знали других мер, кроме мер естественных (локоть, дюйм); меры веса не были известны. Считать они могли лишь до десяти и долгое время в счете не шли дальше этого числа. Они не умели считать время, не знали письмен и никакого вида искусства, кроме разве вырезания по дереву. Единственные письменные знаки были тамги, которые с древних веков сохранились и по наше время и которые можно встретить при метке на ушах оленей. Они не были знакомы ни со скотоводством, ни с земледелием; не были им также 1Густав ван Дюбен - шведский историк и этнограф, исследователь саамов. Примеч. со ставителя. 7
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz