Фёдоров, П. В. Теоретические проблемы досоветской истории Кольского Севера : учебно-методическое пособие / П. В. Федоров ; Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2012. - 118 с.

цем, поселившемся там за пять лет до него - "памятамися Митрофан бе имя ему". Весьма возможно, что этим старцем был Трифон, носивший в миру имя Митрофана. Так или иначе, но характерен самый факт одновременного устремления этих монахов за полярный круг, "в далечайшую пустыню, в язык глубоких варваров, лопарей диких". В этом нельзя не усмотреть новое доказательство земельной тесноты среди феодалов Московского государст­ ва первой половины XVI в., тесноты, вынуждавшей их либо к завоеватель­ ным походам вроде казанского, либо к "мирной" колонизации инородческих окраин, образцом которого может служить деятельность Трифона и Феодо- рита. Мурман являет наряду с Пермью и Сибирью яркий пример того, как по инициативе отдельных феодалов-колонизаторов обширнейшие области подпадают под власть московских царей и вовлекаются в сферу военно­ феодальной эксплуатации. Царские воеводы и стрельцы пришли на берега Ледовитого океана по стопам печенгских монахов и вероятно благодаря им. Монахи самим фактом своего поселения создали прецедент для русских притязаний на Мурмане, потому что во всех спорах с датчанами из-за Ла­ пландии царские дипломаты неизменно аргументировали этим фактом в пользу искони-вечной принадлежности полуострова русским <...> Ульянов Н.И. Феодальная колонизация и экономика Мурмана в XVII в. // Историче­ ский сборник. -Л ., 1934. 4.1. С.89-139. № 45. И. Ф. Ушаков о связи монастырской колонизации с лапланд­ ской политикой Москвы [1978 г.] <...> Московское правительство, заинтересованное в укреплении по­ литических позиций России в Лапландии как "порубежном" крае, нередко передавало свои феодальные права монастырям, которые должны были приобщать саамов к православной вере и русским государственным поряд­ кам, отстаивать пограничные земли от шведских и датских захватчиков <...> В процессе поглощения черных земель духовными феодалами можно выделить два этапа: 1) 70-80-е гг. XVI в. и 2) после утверждения на русском престоле Михаила Романова (1614-1684 гг.). До постройки Кольского ост­ рога царское правительство, насаждая монастыри в Лапландии, хотело иметь в этой еще м аю освоенной окраине, среди нерусского населения, только что принявшего христианскую веру, опорные пункты своей власти, которые бы способствовали утверждению новой религии и служили прегра­ дой для проникновения сюда иноземцев. Но Печенгский монастырь не смог устоять против иностранных захватчиков - его "трижды свейские немцы ра­ зоряли". Потеря Балтики в результате неудачной Ливонской войны застави­ 73

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz