Фёдоров, П. В. Теоретические проблемы досоветской истории Кольского Севера : учебно-методическое пособие / П. В. Федоров ; Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2012. - 118 с.

Церкви в процессе утверждения русской государственности в Заполярье. Нижеприведенные тексты позволяют познакомиться с подходами к этой проблеме. № 42. И. Ф. Ушаков о духовно-проповеднической деятельности Фео- дорита Кольского и Трифона ТТеченгского среди саамов [1972 г.] <...> Феодорит поселился на берегу Кольского валива и некоторое время жил как простой рыбак, ничем не стесняя окрестных саамов <...> Сблизившись с ними и освоив их язык, Феодорит стал "помалу нудить их на веру Христову" и в конце концов добился согласия принять крещение. Трифон обосновался на реке Печенге. Войдя в доверие к саамам, он стал втягивать их в торговые сношения с русскими купцами и промыш­ ленниками, вести беседы о религии и постепенно убедил их принять хри­ стианство <...> После постройки монастыря Феодорит, принадлежавший к числу "нестяжателей"1, составил для собравшейся к нему братии устав, который предписывал жить "обще и отнюдь не стяжательно", по апостольскому за­ вету: кто не трудится, тот не ест. Вскоре монахи начали роптать, говоря, что "тяжек и нестерпим ус­ тавлен им путь", что нельзя "житии без имений, своими руками хлеб добы­ вающе". Все кончилось тем, что монахи "нещадно" избили своего начальника и изгнали его "из той страны, аки врага некоего". Монастырь, едва возник­ нув, распался. Совсем иначе шло дело на Печенге. Трифон был энергичным "стяжателем". Он принимал "дары" от ры­ баков, приезжавших на промыслы, принуждал крещенных саамов "тру­ диться" в своей обители и таким образом создал крепкий монастырь. В 1556 году он посетил Новгород и Москву, собирая пожертвования, был об­ лагодетельствован членами царской семьи, которые подарили ему богатые одежды, серебряную посуду и другие ценности; сделали вклады в мона­ стырь и представители феодальной знати. Благодаря этому монастырь об­ завелся хозяйством - рыбными ловлями, скотом, промысловыми и транс­ портными судами. Печенгские монахи стали расширять владения монастыря. Они каба­ лили саамов ссудами и "покупали" у них все новые и новые участки <...> 1 "Нестяжатели" - часть церковных деятелей первой половины XVI века, выступавшая за отказ монастырей от земельной собственности и эксплуатации зависимых крестьян, считавшая обязательным для монахов личный труд. Примеч. И. Ф. Ушакова. 70

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz