Фёдоров, П. В. Теоретические проблемы досоветской истории Кольского Севера : учебно-методическое пособие / П. В. Федоров ; Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2012. - 118 с.
Церкви в процессе утверждения русской государственности в Заполярье. Нижеприведенные тексты позволяют познакомиться с подходами к этой проблеме. № 42. И. Ф. Ушаков о духовно-проповеднической деятельности Фео- дорита Кольского и Трифона ТТеченгского среди саамов [1972 г.] <...> Феодорит поселился на берегу Кольского валива и некоторое время жил как простой рыбак, ничем не стесняя окрестных саамов <...> Сблизившись с ними и освоив их язык, Феодорит стал "помалу нудить их на веру Христову" и в конце концов добился согласия принять крещение. Трифон обосновался на реке Печенге. Войдя в доверие к саамам, он стал втягивать их в торговые сношения с русскими купцами и промыш ленниками, вести беседы о религии и постепенно убедил их принять хри стианство <...> После постройки монастыря Феодорит, принадлежавший к числу "нестяжателей"1, составил для собравшейся к нему братии устав, который предписывал жить "обще и отнюдь не стяжательно", по апостольскому за вету: кто не трудится, тот не ест. Вскоре монахи начали роптать, говоря, что "тяжек и нестерпим ус тавлен им путь", что нельзя "житии без имений, своими руками хлеб добы вающе". Все кончилось тем, что монахи "нещадно" избили своего начальника и изгнали его "из той страны, аки врага некоего". Монастырь, едва возник нув, распался. Совсем иначе шло дело на Печенге. Трифон был энергичным "стяжателем". Он принимал "дары" от ры баков, приезжавших на промыслы, принуждал крещенных саамов "тру диться" в своей обители и таким образом создал крепкий монастырь. В 1556 году он посетил Новгород и Москву, собирая пожертвования, был об лагодетельствован членами царской семьи, которые подарили ему богатые одежды, серебряную посуду и другие ценности; сделали вклады в мона стырь и представители феодальной знати. Благодаря этому монастырь об завелся хозяйством - рыбными ловлями, скотом, промысловыми и транс портными судами. Печенгские монахи стали расширять владения монастыря. Они каба лили саамов ссудами и "покупали" у них все новые и новые участки <...> 1 "Нестяжатели" - часть церковных деятелей первой половины XVI века, выступавшая за отказ монастырей от земельной собственности и эксплуатации зависимых крестьян, считавшая обязательным для монахов личный труд. Примеч. И. Ф. Ушакова. 70
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz