Фёдоров, П. В. Теоретические проблемы досоветской истории Кольского Севера : учебно-методическое пособие / П. В. Федоров ; Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2012. - 118 с.
вежцы отказались от притязаний на Кольский полуостров и признали его сферой преобладающих интересов Руси. Однако "общий округ" по сбору дани с саамов Финмаркена и Терской земли продолжал существовать <...> Письменные источники XIV-XV веков не дают полного представле ния о русской колонизации Кольского полуострова <...> Из селений, суще ствовавших на Терском берегу, в 1466 году указаны Умба и Варзуга <.. .> Обе волости Терского берега: Варзуга и Умба - были подчинены власти двинского посадника, который осуществлял суд и расправу над жи телями, собирал с них подати и торговые пошлины. В 1471 году, потерпев поражение в битве на реки Шелони, Новгород Великий уступил эти волости московскому князю Ивану III. Через семь лет Новгород Великий потерял свою самостоятельность и вместе с северными владениями, включая и "Лопскую землю", вошел в со став единого Российского государства. Так в 1478 году весь Кольский по луостров оказался под властью Москвы <...> Ушаков И.Ф. Кольская земля: Очерки ис тории Мурманской области в дооктябрь ский период. - Мурманск, 1972. С.26-35. ВОПРОСЫ ИЗАДАНИЯ 1.Ha основе анализа представленных текстов (№ 33-41) выясните, как ис следователями решается вопрос о включении территории Кольского Севе ра в сферу русской государственности. Сравните позиции и сделайте вы вод об исследовательских подходах к определению правового статуса территории Лапландии. 2. Как связаны между собой оценки Г.Ф. Гебеля и И.П. Шаскольского о на чале русской колонизации Кольского Севера (№ 27, 31) с подходами тех же авторов к решению правового статуса Лапландии (№ 33, 38-39) ? 3. ПРАВОСЛАВНОЕ МИССИОНЕРСТВО И МОНАСТЫРСКАЯ КОЛОНИЗАЦИЯ НА КОЛЬСКОМ СЕВЕРЕ Колонизация пустынных территорий Крайнего Севера в досоветскую эпоху не сопровождалась массовым переселением людей: препятствиями служили экстремальность природной среды и соответствующий уровень развития технической культуры. Первопроходцами в тундре нередко ста новились монастыри и православные миссионеры, движимые на Север не только материальными, но и духовными стимулами. Исследователей истории интересует духовный облик православных подвижников Севера - в историографии ему давались различные оценки; а также вопросы о соотношении церковной и мирской колонизаций, о роли 69
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz