Фёдоров, П. В. Теоретические проблемы досоветской истории Кольского Севера : учебно-методическое пособие / П. В. Федоров ; Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2012. - 118 с.

города, как огороженного места, укрепленного поселения. По представлени­ ям XVI в., Кола стала городом с постройкой острога - в 1583 г. С позиций марксистской науки время превращения селения в город определяется не на­ личием или отсутствием городских укреплений; для нас важно установить, когда в селе сосредоточилось сколько-нибудь значительное количество по­ стоянных жителей и когда наиболее важным их занятием стала торговля. Из <...> сообщения Салингена с полной очевидностью вытекает, что в 1565 г. Кола городом еще не была, а являлась рыбачьим становищем из трех домов. Накопленные к настоящему времени общие сведения по истории Кольского полуострова подтверждают, что г. Кола не мог возникнуть ра­ нее середины XVI в. Важнейшей предпосылкой возникновения Колы яви­ лось интенсивное промысловое освоение русскими людьми океанского по­ бережья Кольского полуострова, развернувшееся в середине XVI в. Превращению этого селения в город и центр обширного края спо­ собствовали важные историко-географические предпосылки. Кола распо­ ложена на берегу Кольского залива - самого большого фьорда Кольского полуострова, вдающегося на 75 км в глубь суши и являющегося огромной естественной незамерзающей гаванью. На весьма протяженном побережье Кольского залива из большого числа пунктов, пригодных для поселения, наиболее удобным оказалось место на мысу у устья Колы, впадающей в залив в 75 км от моря. В середине XVI в. установилась единственная доро­ га через Кольский полуостров от океанского побережья к берегу Белого моря. Она шла через самую узкую часть полуострова — вдоль р. Колы и берега оз. Имандра, далее по течению р. Нивы к селению Кандалакша на Белом море (откуда вдоль западного берега Белого моря начиналась сухо­ путная дорога внутрь России). С XVI до XX в. по этому пути через Коль­ ский полуостров ходили на океанский промысел поморы с западного побе­ режья Белого моря; после возникновения г. Колы по этому пути осуществ­ лялись основные административные и хозяйственные связи города с цен­ тром страны. Таким образом, г. Кола возник в том пункте, где единствен­ ная дорога, пересекавшая Кольский полуостров, примыкала к берегу океа­ на, - у впадения р. Колы в Кольский залив <.. .> До середины XVI в., пока дороги через полуостров еще не существо­ вало, пункт в устье Колы не имел важного транспортно-экономического значения, и потому не было предпосылок для возникновения здесь города. В превращении маленького становища в г. Колу важную роль сыгра­ ло еще одно обстоятельство. Широкое развитие морских промыслов на по­ бережье Кольского' полуострова во второй половине XVI в. было связано с развертыванием крупной торговли между Россией и западноевропейскими государствами через Северный морской путь. С 1550-х годов на русский Север стали приходить английские и нидерландские торговые корабли, а в 1560-х годах и корабли других западных стран. Для западноевропейских купцов было выгодно, чтобы северный русский торг был устроен как мож- 58

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz