Фёдоров, П. В. Теоретические проблемы досоветской истории Кольского Севера : учебно-методическое пособие / П. В. Федоров ; Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2012. - 118 с.
города, как огороженного места, укрепленного поселения. По представлени ям XVI в., Кола стала городом с постройкой острога - в 1583 г. С позиций марксистской науки время превращения селения в город определяется не на личием или отсутствием городских укреплений; для нас важно установить, когда в селе сосредоточилось сколько-нибудь значительное количество по стоянных жителей и когда наиболее важным их занятием стала торговля. Из <...> сообщения Салингена с полной очевидностью вытекает, что в 1565 г. Кола городом еще не была, а являлась рыбачьим становищем из трех домов. Накопленные к настоящему времени общие сведения по истории Кольского полуострова подтверждают, что г. Кола не мог возникнуть ра нее середины XVI в. Важнейшей предпосылкой возникновения Колы яви лось интенсивное промысловое освоение русскими людьми океанского по бережья Кольского полуострова, развернувшееся в середине XVI в. Превращению этого селения в город и центр обширного края спо собствовали важные историко-географические предпосылки. Кола распо ложена на берегу Кольского залива - самого большого фьорда Кольского полуострова, вдающегося на 75 км в глубь суши и являющегося огромной естественной незамерзающей гаванью. На весьма протяженном побережье Кольского залива из большого числа пунктов, пригодных для поселения, наиболее удобным оказалось место на мысу у устья Колы, впадающей в залив в 75 км от моря. В середине XVI в. установилась единственная доро га через Кольский полуостров от океанского побережья к берегу Белого моря. Она шла через самую узкую часть полуострова — вдоль р. Колы и берега оз. Имандра, далее по течению р. Нивы к селению Кандалакша на Белом море (откуда вдоль западного берега Белого моря начиналась сухо путная дорога внутрь России). С XVI до XX в. по этому пути через Коль ский полуостров ходили на океанский промысел поморы с западного побе режья Белого моря; после возникновения г. Колы по этому пути осуществ лялись основные административные и хозяйственные связи города с цен тром страны. Таким образом, г. Кола возник в том пункте, где единствен ная дорога, пересекавшая Кольский полуостров, примыкала к берегу океа на, - у впадения р. Колы в Кольский залив <.. .> До середины XVI в., пока дороги через полуостров еще не существо вало, пункт в устье Колы не имел важного транспортно-экономического значения, и потому не было предпосылок для возникновения здесь города. В превращении маленького становища в г. Колу важную роль сыгра ло еще одно обстоятельство. Широкое развитие морских промыслов на по бережье Кольского' полуострова во второй половине XVI в. было связано с развертыванием крупной торговли между Россией и западноевропейскими государствами через Северный морской путь. С 1550-х годов на русский Север стали приходить английские и нидерландские торговые корабли, а в 1560-х годах и корабли других западных стран. Для западноевропейских купцов было выгодно, чтобы северный русский торг был устроен как мож- 58
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz