Фёдоров, П. В. Теоретические проблемы досоветской истории Кольского Севера : учебно-методическое пособие / П. В. Федоров ; Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2012. - 118 с.

№ 24. Академик С. Ф. Платонов о роли Кольского края в истории рус­ ской жизни XVI - начала XX века [1923 г.] <...> В отношении заграничного торга Русь в XVI веке обратилась, так сказать, лицом к северу, к "большой дороге" - великому морю-Океану. Отброшенная от балтийских берегов, она радовалась, что северные ее бе­ рега свободны: "и которую дорогу Бог устроил, великое море-океан, и тое дорогу как мочно затворити", говорили русские люди. Однако, осмотрев­ шись в новых условиях заморских сношений, они кое-что на этой дороге сами затворили. Они в скорости сосредоточили весь свой заморский торг в устьях Суеверной] Двины и прекратили его на Мурмане <...> В 1584-1585 гг. московское правительство решило закрыть Кольский торг в том смыс­ ле, чтобы не пускать туда московских "гостей" с товарами из Москвы и Сибири <...> Так совершилось закрытие мурманских гаваней и была созда­ на торговая монополия нового Архангельска. Быстро расцветавшее ожив­ ление Колы-волости столь же быстро сменилось "захуданием" <...> Заря торгового оживления, занявшаяся в 60-х годах XVI века, погас­ ла на целые века, и Кольский полуостров, "край зело дальный и отлеглой", стал действительно "убогим местом", как называли его московские дипло­ маты конца XVI века. За XVII и XVIII века Кольский полуостров не имеет истории и в русской жизни не играет роли. Только в XX столетии он начи­ нает оживать. Поразительная хозяйственная деятельность архимандрита Ионафана в возобновленном Печенгском монастыре (с 1890 года) кон­ кретно показала, чего может достичь разумная колонизация в "краю зело дальнем и отлеглом". Основание г. Александровска (1899) указало на же­ лание русской власти воспользоваться незамерзающими бухтами Ледови­ того океана. А последняя война заставила осуществить давно подвергну­ тый обсуждению проект железной дороги на Мурман. Новая заря возрож­ дения Мурмана, надеемся, не угаснет и сменится ясным днем. Платонов С.Ф. Начало русских поселений на Мурмане // Производительные силы района Мурманской железной дороги. - Петрозаводск, 1923. С. 1-10. № 25. Н. И. Ульянов о сохранении торговых позиций Мурмана в XVII веке [1934 г.] <...> Ограничение мурманской торговли, произведенное указом 1584 г., не помешало Мурману в XVII в. достичь такой степени оживления, ко- 49

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz