Фёдоров, П. В. Теоретические проблемы досоветской истории Кольского Севера : учебно-методическое пособие / П. В. Федоров ; Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2012. - 118 с.

другие отодвигали его к XVIII столетию. Нижеприведенные тексты помогут познакомиться с некоторыми подходами к решению этой проблемы. № 23. А. А. Кизеветтер о возникновении международного торга на Мурмане и его упадке в связи с основанием Архангельска во второй половине XVI века [1919 г.] <...> Значение [Северного края в экономической жизни Московского государства] в высшей степени усугублялось еще тем обстоятельством, что морские и речные пути этого края соединяли Московское государство с тор­ говым движением Западной Европы. Здесь впервые было прорублено "окно в Европу", которое впоследствии Петр Великий перенес на устье Невы. <...> В 1567 году Иван IV предоставил английской "компании" новые важные привилегии. "Компания" получила монопольное право на торго­ вые операции в Холмогорах и вообще по Двине, а также и по Мезени, Пе­ чоре и Оби. Не говоря уже о торговых кораблях других наций, даже и анг­ лийским кораблям, не принадлежащим к "компании", воспрещалось при­ ставать к русским берегам в указанных пределах <.. .> Эти то монопольные ограничения в пользу англичан косвенно дали толчек развитию внешнего торга на северо-западной окраине Поморья: по устьям Печенги и Колы, где, помимо англичан, и другие торговые нации тогдашней Европы могли принимать тогда участие в выгодах от торговых сношений с Россией по северному морскому пути. Этот окраинный северо-западный угол русского Поморья начал ожив­ ляться с 50-х годов XVI в. в связи с основанием при устье р. Печенги Печенг- ского монастыря, построенного преподобным Трифоном <...> В 1565 году в Печенгскую губу прибыл первый голландский корабль <...> Осенью того же года сюда явились еще два голландских корабля с товарами и на этот раз голландцы подъехали также и к Коле. Немногочисленные жители Колы, оче­ видно, в первый раз увидели большой морской корабль, ибо появление его повергло их в панический страх: все они убежали в лес и прятались там в те­ чение нескольких дней. Разумеется, это обстоятельство не помешало гол­ ландцам завязать правильные торговые отношения и с Печенгой и с Колой. Весть об открытии нового рынка на этих берегах быстро распростра­ нилась в русском торговом мире. В 60-х годах XVI века туда стали приез­ жать с товарами купцы из Холмогор, из Каргополя и даже из Шуи <...> Англичане встревожились тем, что Кольская торговля открыла для голландцев возможность обходным путем выдвинуть конкуренцию тем монопольным торговым выгодам, которые англичане обеспечили себе по­ сле приезда Ченслера к устью Двины. Они поспешили выхлопотать себе право торговли и в Коле (в 1568 г.), однако исключительных монополий 47

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz