Фёдоров, П. В. Теоретические проблемы досоветской истории Кольского Севера : учебно-методическое пособие / П. В. Федоров ; Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2012. - 118 с.

№ 19. Е. А. Двинин о "темноте и невежестве" населения Кольского Севера при царизме [1966 г.] <...> Царское правительство сознательно держало население края в темноте и невежестве. На Мурманском берегу с 1868 по 1907 год не было открыто ни одной сельской школы. Вся школьная сеть побережья состояла из двух так называемых школ грамоты. Одна числилась в Печенге, другая - в Териберке. Школы не имели ни помещений, ни учебных заведений, ни учителей. В Печенге обучал детей полуграмотных монах. В Териберке с ними несколько недель в году занимался и псаломщик. Училось у него в конце XIX века 5 мальчиков и 4 девочки <... > Двинин Е.А. Край, в котором мы живем. 3- е изд. - Мурманск, 1966. С. 58-59. № 20. И. Ф. Ушаков об уровне грамотности и культуре населения Кольского Севера в царское время [1972 г.] <...> В XVI - первой половине XVIII века в Поморье интенсивно бил­ ся пульс торгово-промышленной жизни, поддерживалось постоянное об­ щение с Западной Европой и центральной Россией. Это способствовало распространению грамотности среди поморско­ го населения. Многие жители читали книги, сами составляли деловые бу­ маги, вели переписку, умели пользоваться навигационные приборами и мореходными картами. Однако всему этому поморы учились вне школы. Царское прави­ тельство не принимало каких-либо мер к просвещению трудового народа. Поморы Терского берега из поколения в поколение передавали бога­ тое наследие древнерусского народного творчества - былины, историче­ ские песни, предания и другие устные произведения. Умельцы-плотники создавали прекрасные постройки. Памятником мирового значения является шатровая Успенская церковь в селе Варзуге. С учетом характера местности и особенности боевых операций на Крайнем Севере был сооружен Кольский острог. Больших успехов жители Кольского края добились в строительстве судов и в мореплавании. В целом по уровню культуры они не уступали сельскому населению центральной России, а в некоторых отношениях превосходили его <...> В эпоху капитализма в развитии культуры Кольского края произо­ шел значительный сдвиг. Сложилась сеть начальных школ, которая нака­ 43

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz