Фёдоров, П. В. Теоретические проблемы досоветской истории Кольского Севера : учебно-методическое пособие / П. В. Федоров ; Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2012. - 118 с.
гого рогатого и молочного скота, то хотя его существование там в XVII в. отмечено, но он, видимо, не имел значительного распространения. Единст венный продукт, который Мурман давал в изобилии, но который не мог рассматриваться в плане внутреннего потребления, это рыба - "троска и палтус и сало троскино и китово", да еще, может быть, соль, вываривав шаяся здесь в большом количестве. Поэтому такой вотчинник, как Печенг- ский монастырь, у которого за пределами Кольского полуострова не было никаких владений, откуда он мог бы получать необходимые продукты, вы нужден был усматривать в реализации на рынке продуктов рыбного про мысла основу своего существования. В Москве это знали и шли монасты рю всячески навстречу, предоставляя ему чрезвычайно широкие торговые льготы <...> Но и другие феодалы, владевшие вотчинами в метрополии, тянулись на Мурман не для ловли рыбы на свой домашний обиход, как они часто аргументировали, испрашивая жалованную грамоту. Целью их хозяйнича нья там было производство на рынок. Об этом имеется достаточно много данных. Люди архиепископа Афанасия добытую ими треску продают "по- волною торговою настоящею ценою так же, как продают и промышленные Колского острога жители пришлым тамо из за моря на кораблях торговым иноземцам"... Тем же иноземцам продавали свою рыбу Антониев- Сийский, Истринский монастыри, и даже патриарх Иоасаф склонен был "те рыбные ловли отдавать ис прибыли за своим обиходом Немцом в обо рок" <...> Факт столь тесной связи производства с рынком, довольно редко встречающийся в феодальную эпоху, не может не привлекать внимания исследователей. Известное положение Маркса о том, что "на основе всяко го способа производства торговля благоприятствуют созданию избыточно го продукта, предназначенного войти в обмен для того, чтобы увеличить потребление или сокровища производителей (под которыми здесь следует понимать собственников продуктов)", что "она придает производству ха рактер производства, все более имеющего своей целью меновую стои мость", заставляет отнестись с особенным интересом к мурманскому эпи зоду в общей системе феодальной экономики Московской Руси. <...> На Мурмане <...> все, начиная с продуктов питания и кончая мельчайшими предметами домашнего обихода, вроде ниток, - было при возным. Нельзя не признать, что подобное явление в эпоху господства нату рального хозяйства представляет нечто исключительное. Экономика то гдашнего Мурмана на фоне крепостной России выглядит чрезвычайно своеобразно. Это был какой-то оазис, в котором товарно-денежные отно шения получили наибольшее распространение в сравнении с остальной территорией Московского государства и который, будучи сам включенным в орбиту феодального способа производства, явился неким распространи 31
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz