Фёдоров, П. В. Теоретические проблемы досоветской истории Кольского Севера : учебно-методическое пособие / П. В. Федоров ; Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2012. - 118 с.

на тогдашние деньги. Есть сведения, что они располагали зачастую рабо­ чей силой, в качестве каковой обыкновенно выступают лопари. Среди ак­ тов Антониево-Сийского монастыря сохранилась запись группы харлов- ских лопарей, обязавшихся ловить треску для холмогорца Фомы Тестова. В описи промыслов холмогорского архиерейского дома на Мурмане сказа­ но, что в одном становище "промышляли домовой архиерейской вотчины Чюхменской волости крестьяне Иван Мосеев сын Троскиных да Афанасий Омосовых с товарищи 6 чел. в монастырском их промышленном судне бо­ былями на себя своими снастьми". Вообще эта опись дает богатый матери­ ал для картины применения рабочей силы промышленниками. Во всех мурманских владениях холмогорского архиепископа насчитывалось до 15 промысловых станов с 35 рыболовными судами и рабочими общим числом до 103 чел. <...> Эти рабочие не были крепостными, подобно патриаршим или монастырским лопарям; скорее их можно было бы подвести под кате­ горию вольнонаемного труда, если бы крепостнические отношения той эпохи не наложили сильного отпечатка и на эту группу тружеников. Их поэтому удобнее называть термином, который исторически сложился на Мурмане - "покрученики" <...> Покрута не есть вольный наем в поздней­ шем смысле, вместе с тем это - значительное отступление от чистого кре­ постничества. Вот почему правильно будет предпринимателей, практико­ вавших покруту, сближать до некоторой степени с капиталистами, усмат­ ривая в них ранний прототип этих последних. <...> Таким образом, наряду с феодальной стихией мы видим на Мурмане и элементы капитализма. Они проникают в хозяйство мурман­ ских феодалов, хотя вернее говорить о стремлении этих последних при­ способить их к своей феодальной системе хозяйства <...> Испольщина и издольщина, характеризующие в XVII в. покруту на Мурмане, заставляют видеть в ней эксплуатацию не столько капиталистиче­ ского, сколько полуфеодального характера; тем не менее, это в то же время не чисто феодальная эксплуатация. Нельзя назвать чисто феодальной экс­ плуатацией и ту, которой подвергались еконгские лопари со стороны сий- ских старцев. Выше мы характеризовали их отношения как кабальные, и ес­ ли переход крепостничества в кабалу означает некоторый шаг в сторону ка­ питализма, то такой шаг следует признать за сийскими монахами. Вообще любопытное зрелище представляют эти феодалы, организо­ вавшие свое хозяйство в такой окраине, где оно по необходимости не мог­ ло быть исключительно натуральным, рассчитанным преимущественно на внутреннее потребление, а должно было теснейшим образом связаться с рынком и обменом. Суровая страна возле "дышущего моря окияна" отка­ зывала пришлому населению во всем необходимом, начиная с хлеба и одежды и кончая предметами домашнего обихода. Хлеба на Мурмане не сеяли, "потому что земля каменная и страна северная", скотоводство было представлено главным образом разведением оленей, что же касается дру- зо

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz