Фёдоров, П. В. Теоретические проблемы досоветской истории Кольского Севера : учебно-методическое пособие / П. В. Федоров ; Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2012. - 118 с.
на тогдашние деньги. Есть сведения, что они располагали зачастую рабо чей силой, в качестве каковой обыкновенно выступают лопари. Среди ак тов Антониево-Сийского монастыря сохранилась запись группы харлов- ских лопарей, обязавшихся ловить треску для холмогорца Фомы Тестова. В описи промыслов холмогорского архиерейского дома на Мурмане сказа но, что в одном становище "промышляли домовой архиерейской вотчины Чюхменской волости крестьяне Иван Мосеев сын Троскиных да Афанасий Омосовых с товарищи 6 чел. в монастырском их промышленном судне бо былями на себя своими снастьми". Вообще эта опись дает богатый матери ал для картины применения рабочей силы промышленниками. Во всех мурманских владениях холмогорского архиепископа насчитывалось до 15 промысловых станов с 35 рыболовными судами и рабочими общим числом до 103 чел. <...> Эти рабочие не были крепостными, подобно патриаршим или монастырским лопарям; скорее их можно было бы подвести под кате горию вольнонаемного труда, если бы крепостнические отношения той эпохи не наложили сильного отпечатка и на эту группу тружеников. Их поэтому удобнее называть термином, который исторически сложился на Мурмане - "покрученики" <...> Покрута не есть вольный наем в поздней шем смысле, вместе с тем это - значительное отступление от чистого кре постничества. Вот почему правильно будет предпринимателей, практико вавших покруту, сближать до некоторой степени с капиталистами, усмат ривая в них ранний прототип этих последних. <...> Таким образом, наряду с феодальной стихией мы видим на Мурмане и элементы капитализма. Они проникают в хозяйство мурман ских феодалов, хотя вернее говорить о стремлении этих последних при способить их к своей феодальной системе хозяйства <...> Испольщина и издольщина, характеризующие в XVII в. покруту на Мурмане, заставляют видеть в ней эксплуатацию не столько капиталистиче ского, сколько полуфеодального характера; тем не менее, это в то же время не чисто феодальная эксплуатация. Нельзя назвать чисто феодальной экс плуатацией и ту, которой подвергались еконгские лопари со стороны сий- ских старцев. Выше мы характеризовали их отношения как кабальные, и ес ли переход крепостничества в кабалу означает некоторый шаг в сторону ка питализма, то такой шаг следует признать за сийскими монахами. Вообще любопытное зрелище представляют эти феодалы, организо вавшие свое хозяйство в такой окраине, где оно по необходимости не мог ло быть исключительно натуральным, рассчитанным преимущественно на внутреннее потребление, а должно было теснейшим образом связаться с рынком и обменом. Суровая страна возле "дышущего моря окияна" отка зывала пришлому населению во всем необходимом, начиная с хлеба и одежды и кончая предметами домашнего обихода. Хлеба на Мурмане не сеяли, "потому что земля каменная и страна северная", скотоводство было представлено главным образом разведением оленей, что же касается дру- зо
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz