Фёдоров, П. В. Теоретические проблемы досоветской истории Кольского Севера : учебно-методическое пособие / П. В. Федоров ; Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2012. - 118 с.

Автор с восторгом повествует о том, что в 1916 г., т.е. в самый разгар войны было построено более 2000 верст железных дорог, которые соеди­ нили Северный Ледовитый океан (порт Романовск) с центром России. Действительно, для связи с союзниками дорога была нужна. Но перенапря­ гать силы народа, и без того изнывавшего под гнетом войны, страдавшего от голода и разрухи, было еще одним преступлением царя Николая II. И так писать, как Бразоль, можно только оправдывая преступление <...> А.М. Анфимов. Царствование императора Николая II в цифрах и фактах // Отечест­ венная история. 1994. № 3. С. 58-76. ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ 1. Проанализируйте, как в приведенных текстах (N9 66-72) решается вопрос о степени завершенности строительства Мурманской железной дороги и значении данного транспортного коридора в годы Первой мировой войны. 2. На основе данных, приведенных П.Д. Быковым (№ 67) и А.Б. Смирновым (№ 68), рассчитайте удельную долю импортных грузов, приходившихся на Мурманский порт, в общем объеме импортных грузов, завезенных через северные порты России в 1916, а затем в 1917 г. (в %). На основе получен­ ных результатов сделайте собственные выводы о стратегическом значении Мурманского порта. 3. Каким образом исследователи оценивали социально-экономический потенциал царских преобразований 1915-1917 гг. на Мурмане? Выясните, каким образом характеристики правительственных мероприятий периода Первой мировой войны (№ 69-72) соотносятся с оценками довоенной по­ литики в отношении данной территории (№ 60-65). 4. Вспомните, какие особенности свойственны такому жанру научного творчества, как историческая публицистика. Проиллюстрируйте свои мыс­ ли на примере отрывка из статьи А.М. Анфимова (№ 73). 108

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz