Фёдоров, П. В. Теоретические проблемы досоветской истории Кольского Севера : учебно-методическое пособие / П. В. Федоров ; Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2012. - 118 с.
вместе с грамотностью, проникать в среду лопарей, при этом в скандинав ской Лапландии совершается много ошибок, препятствующих распростра нению просвещения. В русской Лапландии начатое так успешно дело об ращения лопарей в христианство и просвещение их при помощи молитв и книг, переведенных на лопарский язык, останавливается надолго, благода ря нерадению и исключительно хищническим стремлениям печенгских братий, и в то время как в Скандинавии сознают эту ошибку и возможно скорее стараются ее поправить, в Лапландии русской эта ошибка не созна ется вовсе и лопари и до сих пор остаются почти все безграмотными, по нимают христианство лишь с его внешней, формальной стороны; в этом отношении они стоят гораздо ниже своих скандинавских соседей, которые теперь почти все грамотны и на христианство не смотрят как на простую обрядность. Просветительская деятельность, распространение христианства и грамотности не освободили, однако, лопарей от эксплуататоров - напро тив, даже скорее одно время содействовали развитию эксплуатации. В рус ской Лапландии они повели даже к закрепощению за монастырем части лопарей. Эксплуатация эта продолжалась в самых возмутительных формах до последнего времени, когда, благодаря принятым мерам, она до извест ной степени ослабилась, хотя еще далеко не уничтожилась. Итак, начиная с XIII века, история лопарей не дает нам ни одной светлой страницы. История лопарского племени есть вместе с тем история его обеднения и, если и были светлые минуты в жизни этого заброшенного в далекие арктические страны народа, то они были разве только до столк новения его со скандинавскими и русскими соседями, в эпоху доисториче скую. Самые счастливые местности Лапландии, позже других подпавшие под влияние своих соседей, и те могут насчитать, по крайней мере, полты сячелетие постоянных страданий <...> Различные причины, заставившие лопарей бросать постепенно свой кочевой быт и переходить к полуоседлости, или полной оседлости, застав ляли их обзаводиться домами. Но самый этот переход совершался крайне медленно и кончился далеко не для всех лопарей. Уже в первой половине XVIII века мы встречаем упоминание о лопарских домах, и один из первых писателей, который говорит об этом - это Арвид Эренмальм, бывший в Лапландии в 1741 году. В его время этот переход только что начинался в посещенной им местности, и тогда далеко не все лопари обзавелись проч ными жилищами. Бесспорно эта перемена жилищ и сопряженная с ней пе ремена быта наступала не одинаково для всех местностей Лапландии, бес спорно, что там, где обеднение оленьими стадами началось раньше, и пе реход этот должен был совершиться раньше. Можно также, a priori, ска зать, что русские лопари, бросившие ранее скандинавских свое занятие оленьими стадами (вследствие обеднения оленями), должны были и рань ше скандинавских перейти от шалашей к домам; но когда наступил для 9
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz