Фёдоров, П. В. Теоретические проблемы досоветской истории Кольского Севера : учебно-методическое пособие / П. В. Федоров ; Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2012. - 118 с.

тель) министра императорского двора граф М.Е. Нирод заявил, что прави­ тельство намерено соорудить на Мурмане город "в соответствии с послед­ ним словом западноевропейского городского строительства" и что "каж­ дый романовский житель с самого начала уже будет пользоваться всеми благами культуры", вследствие чего переселение сюда станет "заманчи­ вым" даже для людей, привыкших к жизни в больших годах <.. .> Первые проспекты и улицы должны были появиться через 3-4 года, а пока на месте будущего города <...> стояли бараки, казармы, деревенские избы, "чемоданы", землянки, будки, сараи, построенные наспех <...> безо всякого порядка <.. .> Новому городу суждено было стать административным, экономиче­ ским и культурным центром края, "портом четырех океанов", "воротами в Арктику". Соединенный железной дорогой с центром России, удобно рас­ положенный на берегу незамерзающего морского залива, Мурманск, по сравнению с Александровском, имел значительно больше возможностей для своего развития. Однако при сохранении капитализма, вследствие от­ сталости и слабости экономики Русского Севера, Мурманск не мог рассчи­ тывать на быстрый рост. Лишь в результате пролетарской революции и ликвидации в России буржуазно-помещичьего строя <...> в условиях строительства социализма Мурманск стал успешно развиваться и приобрел первостепенное значение не только для Кольского края, но и всей Совет­ ской страны <...> Ушаков И.Ф. Кольская земля: Очерки ис­ тории Мурманской области в дооктябрь­ ский период, - Мурманск, 1972. С. 625-628, 631. № 72. Г. П. Попов и Р. А. Давыдов об основании Романова-на- Мурмане как "завершающем акте" объявленной царским правитель­ ством колонизации Мурмана [1999 г.] <...> В конце XIX - начале XX в. с изоляцией Мурманского побере­ жья было покончено. Телеграфная, телефонная связь и железная дорога прочно соединили его с внутренними районами России <.. .> Первая мировая война дала мощный импульс колонизационному процессу на Мурмане. 70 тыс. русских и иностранных рабочих за 20 меся­ цев проложили железную дорогу от Петрозаводска до Северного Ледови­ того океана, на Мурман пришли русские военные корабли. В ходе строи­ тельства железнодорожной станции, торгового порта и военно-морской ба­ зы в Кольском заливе естественным образом возник рабочий поселок, по­ 106

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz