Фёдоров, П. В. Теоретические проблемы досоветской истории Кольского Севера : учебно-методическое пособие / П. В. Федоров ; Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2012. - 118 с.
№ 68. А. Б. Смирнов о грузообороте северных портов России в 1917 году [2003 г.] <...> Анализ состояния транспортных коммуникаций России позволя ет утверждать, что морские порты Архангельской губернии за годы войны стали важными объектами, имеющими огромное стратегическое значение. Так, в 1917 г. Россия располагала только тремя транспортными коридора ми для связи с союзниками и осуществления внешней торговли: портами Севера, Владивостокским портом и системой железных дорог Швеции и Финляндии. Согласно оценке автора, 80 % всех Направляемых в Россию грузов приходилось на морские порты Архангельской губернии (60 % на Архангельск, 20 % на Мурманск) и только по 10 % на остающиеся транс портные коридоры (систему железных дорог Швеции и Владивосток) <...> Смирнов А.Б. Морские порты Архангель ской губернии в политике Российского го сударства в годы Первой мировой войны: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук. - Архангельск , 2003. С.20. № 69. И. А. Неруш о создании Романова-на-Мурмане как "города- времянки" [1978 г.] <... >Город решили строить по плану, разработанному строительным управлением Мурманской железной дороги. Составил план инженер А.П. Алешин на основе изыскательских работ, проведенных инженером путей сообщения Б.В. Сабаниным. План по своей планировке и функциональному разделению террито рии носил характер, присущий всем городам дореволюционной России. Он имел традиционную для русских городов радиальную систему планировки. Радиусом от центра должны были расходиться кварталы домов чиновни ков, купцов и наиболее состоятельных горожан. Жилища рабочих выноси лись на окраину, подальше от буржуазных кварталов. Недалеко от центра должен был располагаться собор Николая-чудотворца Мирликийского. По плану город не имел выездов, да, собственно, было и некуда вы езжать: сопки и болота окружали его со всех сторон, не проектировалось также и выходов к морю <...> Поскольку это был "город-времянка" и соз давался только лишь на время военных действий, никакие работы по бла гоустройству города планом предусмотрены не были. Город должен был застраиваться одноэтажными жилыми домами по рельефу между оврагами 104
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz