Фёдоров, П. В. Теоретические проблемы досоветской истории Кольского Севера : учебно-методическое пособие / П. В. Федоров ; Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2012. - 118 с.

№ 68. А. Б. Смирнов о грузообороте северных портов России в 1917 году [2003 г.] <...> Анализ состояния транспортных коммуникаций России позволя­ ет утверждать, что морские порты Архангельской губернии за годы войны стали важными объектами, имеющими огромное стратегическое значение. Так, в 1917 г. Россия располагала только тремя транспортными коридора­ ми для связи с союзниками и осуществления внешней торговли: портами Севера, Владивостокским портом и системой железных дорог Швеции и Финляндии. Согласно оценке автора, 80 % всех Направляемых в Россию грузов приходилось на морские порты Архангельской губернии (60 % на Архангельск, 20 % на Мурманск) и только по 10 % на остающиеся транс­ портные коридоры (систему железных дорог Швеции и Владивосток) <...> Смирнов А.Б. Морские порты Архангель­ ской губернии в политике Российского го­ сударства в годы Первой мировой войны: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук. - Архангельск , 2003. С.20. № 69. И. А. Неруш о создании Романова-на-Мурмане как "города- времянки" [1978 г.] <... >Город решили строить по плану, разработанному строительным управлением Мурманской железной дороги. Составил план инженер А.П. Алешин на основе изыскательских работ, проведенных инженером путей сообщения Б.В. Сабаниным. План по своей планировке и функциональному разделению террито­ рии носил характер, присущий всем городам дореволюционной России. Он имел традиционную для русских городов радиальную систему планировки. Радиусом от центра должны были расходиться кварталы домов чиновни­ ков, купцов и наиболее состоятельных горожан. Жилища рабочих выноси­ лись на окраину, подальше от буржуазных кварталов. Недалеко от центра должен был располагаться собор Николая-чудотворца Мирликийского. По плану город не имел выездов, да, собственно, было и некуда вы­ езжать: сопки и болота окружали его со всех сторон, не проектировалось также и выходов к морю <...> Поскольку это был "город-времянка" и соз­ давался только лишь на время военных действий, никакие работы по бла­ гоустройству города планом предусмотрены не были. Город должен был застраиваться одноэтажными жилыми домами по рельефу между оврагами 104

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz