Фёдоров, П. В. Теоретические проблемы досоветской истории Кольского Севера : учебно-методическое пособие / П. В. Федоров ; Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2012. - 118 с.

галась переброска грузов из Кольского залива к западному побережью Белого моря, откуда на ледоколах и специальных пароходах грузы долж­ ны были перевозиться в Архангельск. Этим путем предполагалось обойти самое трудное для плавания в зимнее время место - горло Белого моря. Одновременно для приема грузов в Кольском заливе пришлось увеличить имевшуюся пристань Мурманской железной дороги и, согласно первона­ чальным расчетам, решено было построить два глубоководных причала на участке между мысом Варничным и Семеновыми островами. Построй­ ка их затянулась, и за зиму 1915/16 годов удалось построить только один причал. К началу навигации 1916 года была закончена постройка железной до­ роги от Петрозаводска до Сороки, что дало возможность использовать этот порт, предварительно приспособив его для приема пароходов. С сентября ме­ сяца этого же года, когда железная дорога доведена была до Кеми, этот порт тоже начал использоваться для приема грузов. До окончания постройки уча­ стка Кола-Кандалакша грузы из Кольского залива шли гужевым путем. В последнюю очередь была построена средняя (смыкающая) часть железной дороги Кемь-Кандалакша; ее закончили к зиме 1916/17 года. Та­ ким образом, полностью сеть портов фактически могла быть использована лишь в навигацию 1917 года, когда закончилась постройка Мурманской железной дороги и была переоборудована Вологодско-Архангельская же­ лезная дорога. Полная перестройка этой линии на широкую колею закон­ чилась в январе 1916 года, причем пропускная способность ее дошла до 10 пар товарных поездов в сутки, то есть по 300 вагонов в каждый конец; в дальнейшем пропускная способность дороги должна была быть увеличена до 500 вагонов. Пропускная способность Мурманской железной дороги, особенно участка Кемь-Кандалакша, была невелика. Насколько увеличился грузооборот северных портов дают представ­ ление нижеследующие цифры: Порт Импорт, в млн. пудов 1913 1914 1915 1916 1917 Архангельск 7,5 34,5 75,3 120,2 75,41 Мурманск - - - 63,5 - Кемь - - - 7,3 9,1 Быков П.Д Военные действия на Северном Русском морском театре в империалисти­ ческую войну 1914-1918 гг. - Я., 1939. С.5-6. 1До 1/Х - 1917 (т.е. за 9 мес.). Примеч. П.Д. Быкова. 103

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz