Фёдоров, П. В. Теоретические проблемы досоветской истории Кольского Севера : учебно-методическое пособие / П. В. Федоров ; Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2012. - 118 с.
Между тем степень завершенности правительственных мероприятий и их эффективность являются предметом исторического осмысления. Основные подходы отражены в нижеприведенных текстах. № 66. Н. Н. Головин об отсутствии у России обустроенного порта на Мурмане во время Первой мировой войны [1939 г.] <... >Для сношения с внешним миром у России оставалось только два порта: Владивосток и Архангельск. К незамерзающему Мурману в начале войны еще не была проведена железная дорога; да если бы она и была своевременно закончена, потребовалось бы еще много времени для обору дования порта <...> Головин Н.Н. Военные усилия России в миро вой войне. -Париж, 1939. Т.П. С.116. № 67. П. Д. Быков о возрастании роли северных коммуникаций Рос сии в связи блокадой южных путей сообщения с союзниками в конце 1915 года [1939 г.] <...> С момента объявления войны Турцией количество грузов, на правляемых в Архангельский порт, значительно выросло, так как проливы Босфор и Дарданеллы оказались окончательно закрытыми, и сношения с союзниками в южном направлении могли производиться лишь по комби нированному пути: по Дунаю и далее сухим путем через Сербию. Несмот ря на неудобства этого пути, он все же был использован для доставки раз ного рода грузов в Россию и вывоза продовольствия из страны, и до неко торой степени разгружал северные пути <.. .> С начала 1915 года в спешном порядке началась постройка Мурман ской железной дороги, которая должна была связать порты западного по бережья Белого с побережьем незамерзающего Кольского залива и Петро градом. Постройка дороги производилась отдельными участками, которые, по готовности, сейчас же открывались для эксплуатации. Дорога не была закончена постройкой, когда южные пути сношения с союзниками были окончательно прерваны вступлением в войну Болгарии и разгромом Сер бии в конце 1915 года. С этого момента роль северных портов достигает своего макси мального значения. Для усиления их пропускной способности решено было использовать Мурманское побережье, для чего начали постройку участка железной дороги от Колы до Кандалакши, по которому предпола 102
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz