Фёдоров, П. В. Теоретические проблемы досоветской истории Кольского Севера : учебно-методическое пособие / П. В. Федоров ; Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2012. - 118 с.

Между тем степень завершенности правительственных мероприятий и их эффективность являются предметом исторического осмысления. Основные подходы отражены в нижеприведенных текстах. № 66. Н. Н. Головин об отсутствии у России обустроенного порта на Мурмане во время Первой мировой войны [1939 г.] <... >Для сношения с внешним миром у России оставалось только два порта: Владивосток и Архангельск. К незамерзающему Мурману в начале войны еще не была проведена железная дорога; да если бы она и была своевременно закончена, потребовалось бы еще много времени для обору­ дования порта <...> Головин Н.Н. Военные усилия России в миро­ вой войне. -Париж, 1939. Т.П. С.116. № 67. П. Д. Быков о возрастании роли северных коммуникаций Рос­ сии в связи блокадой южных путей сообщения с союзниками в конце 1915 года [1939 г.] <...> С момента объявления войны Турцией количество грузов, на­ правляемых в Архангельский порт, значительно выросло, так как проливы Босфор и Дарданеллы оказались окончательно закрытыми, и сношения с союзниками в южном направлении могли производиться лишь по комби­ нированному пути: по Дунаю и далее сухим путем через Сербию. Несмот­ ря на неудобства этого пути, он все же был использован для доставки раз­ ного рода грузов в Россию и вывоза продовольствия из страны, и до неко­ торой степени разгружал северные пути <.. .> С начала 1915 года в спешном порядке началась постройка Мурман­ ской железной дороги, которая должна была связать порты западного по­ бережья Белого с побережьем незамерзающего Кольского залива и Петро­ градом. Постройка дороги производилась отдельными участками, которые, по готовности, сейчас же открывались для эксплуатации. Дорога не была закончена постройкой, когда южные пути сношения с союзниками были окончательно прерваны вступлением в войну Болгарии и разгромом Сер­ бии в конце 1915 года. С этого момента роль северных портов достигает своего макси­ мального значения. Для усиления их пропускной способности решено было использовать Мурманское побережье, для чего начали постройку участка железной дороги от Колы до Кандалакши, по которому предпола­ 102

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz