Фёдоров, П. В. Теоретические проблемы досоветской истории Кольского Севера : учебно-методическое пособие / П. В. Федоров ; Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2012. - 118 с.

Гебель Г.Ф. Наша Лапландия. - СПб., 1909. С. 154-155. № 65. И. Ф. Ушаков о значении колонизационных мероприятий для развития Мурмана [1972 г.] <...> Колонизация Мурмана, несмотря на ее скромные размеры, явилась сильным толчком для развития капитализма. Она способствовала подъему экономики и культуры Кольского края <.. .> В пореформенный период стал заселяться колонистами Мурманский берег. На побережье Ледовитого океана возникают постоянные селения, фактории, промышленные предприятия. Открываются пароходное сооб­ щение и телеграфная связь. Строится новый административный центр - город Александровск <.. .> Ушаков И. Ф. Кольская земля: Очерки истории Мурманской области в дооктябрьский период. -Мурманск, 1972. С.327, 640. ВОПРОСЫ ИЗАДАНИЯ 1. На конкретных примерах покажите, что в историографии неоднозначно решается вопрос о мотивах правительственных мероприятий по колониза­ ции Мурмана. 2. На основе суждений Й.П. Нильсена (N9 63) о норвежском "образце" как движущей силе мурманской колонизации определите, каким методом при сравнении Мурмана и Финмарка пользовался А. Сиденснер (N9 62) - "ме­ тодом согласия" или "методом различия". 3. Обоснуйте, готовы ли вы принять точку зрения Й.П. Нильсена о том, что не будь экономических успехов на севере Норвегии, "еще долго" россий­ ский центр не проявил бы внимания к потенциалу Мурмана. 4. Докажите, что исследователи по-разному оценивали значение колони­ зационных мероприятий Российского государства на Мурмане. На чем бы­ ли основаны их мнения? 4. СТРОИТЕЛЬСТВО МУРМАНСКОЙ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ И ОСНО­ ВАНИЕ ГОРОДА МУРМАНСКА Первая мировая война вынудила правительство построить железную дорогу из центра Российской империи на Мурманское побережье, в обход закрытых противником средиземноморских проливов. Никогда еще зна­ чение территории края не поднималось так высоко, как в 1915-1916 гг. 101

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz