Фёдоров, П. В. Теоретические проблемы досоветской истории Кольского Севера : учебно-методическое пособие / П. В. Федоров ; Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2012. - 118 с.
знакомы даже самые простые предметы производства других народов. Ав тор считает несомненным, что лопарям в эту эпоху были известны спосо бы утилизировать северного оленя и вероятным, что лопари сделали оленя в то время своим домашним животным, но доить его они еще не умели и молоко им не было известно. Одежды лопари изготовляли не из расти тельных материалов, а из кож оленей или шкур диких животных; искусст во сшивать одежды им было уже знакомо, именно при помощи ниток, сде ланных из жил. Металлов они не знали. Нельзя, по мнению, Дюбена, ска зать с достоверностью, умели ли они строить себе жилища и вероятнее, что жилищами служили им пещеры или древесные ветви. Все доказывает, что лопари были в то время уже рыболовами и охотниками и что собаку они успели уже сделать ручной. Такова картина, заключает Дюбен, кото рую дает нам о лопаре изучение языка - и первое появление его в истории показывает нам его приблизительном таким же, каким он был в эпоху сво его первого столкновения со скандинавами <...> Этим, я думаю, можно кончить очерк первого периода жизни лопа рей, период предшествовавший покорению их скандинавами и русскими насельниками. Что касается второго периода истории лопарского племени, следует заметить, что сведения, относящиеся к нему не сразу переступают порог сказочного эпоса, что не сразу история лопарей этой эпохи стано вится достоверной. Ряд сказочных преданий, поэтических арабесок укра шает бывший в действительности факт и заставляет подчас недоумевать, где нужно провести грань между поэтическим творчеством певца и дейст вительностью. Лишь после долгих сумерок, в неясном свете которых сли ваются все факты в неопределенные очертания, известия мало по малу ос вобождаются от поэтических изменений и входят в период документаль ной истории. Этот период сумерок исторических продолжается одинаково как для скандинавской, так и для русской Лапландии до XVI в. Подпав под влияние трех народов - шведов, норвежцев и русских, лопари разделились на три группы, из которых каждая вела особую жизнь, имела свою, совершенно или почти совершенно обособленную от других групп, историческую жизнь <.. .> Если бросить ретроспективный взгляд на историю лопарей, мы уви дим, что обе группы, скандинавская и русская, имеют почти сходную судьбу. Некогда бедное племя, лопари с XIII века подпадают под власть корыстолюбивых, ищущих лишь обогащения новых завоевателей. С этого времени начинаются всевозможные злоупотребления доверчивостью по лудикого лопаря, обирание и опаиванье его. Забот о просвещении его для некоторых частей скандинавской Лапландии делается очень мало, для дру гих частей ее и для лопарей, находившихся в зависимости от Новгорода, не делается вовсе никаких. Миссионерская деятельность в пределах шведской Лапландии не приводит, по-видимому, ни к каким результатам. Лишь с XVI века начинается забота об их просвещении и христианство начинает, 8
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz