Федоров, П. В. Статуи и постаменты : имперский некрополь Санкт-Петербурга (Смоленское православное кладбище) в зеркале энциклопедической биографии / П. В. Федоров ; Междунар. банков. ин-т, Науч. лаб. геокультур. исслед. и разработок. - Санкт-Петербург : МБИ, 2018. - 214 с. : ил., табл.

• • • 53 ЗАКЛЮЧЕНИЕ В представленной работе, как мне кажется, удалось зафиксировать рождение в России традиции культурной памяти об империи. Согласно языку Фернана Броделя47, иллюстрированажизнь «структуры», выдержав­ шейиспытание «конъюнктурой». Тем самым выяснена степень разруши­ тельности революции 1917 г. - притом, что последняя в известном смыс­ ле кажется разрывом, в действительности она не нарушила целостности «структурной» или «медленной» истории. Дух империи не был уничтожен революцией - империя осталась на подкорке в виде культурной памяти, присутствуя как данность в жизни советского общества и ориентир в условиях постсоветской трансфор­ мации конца ХХ века. Сметая с улиц пережитки прошлого, угрожая сознанию всех и каж­ дого, социальные революции часто оказываются бессильны в тоталь­ ном навязывании обществу новых ценностей. В момент конструирова­ ния новой реальности скрытые (невидимые внешне) механизмы обра­ зуют известные консервативные противовесы в виде ресурсов памяти. Любой конфликт с новой реальностью приводит индивида к этим ре­ сурсам памяти. Когда революция сходит на нет и общество приходит к балансу нового и старого, память активно задействуется для укре­ пления конструкций новой реальности: конструкции нового и старого сцепляются еще сильнее, и образы прошлого начинают оказывать на идеологию такое же сильное влияние, как и некогда оказывали новые социальные утопии. Образно выражаясь, даже если однажды «статуи» и сбрасываются с «постаментов», они всегда имеют возможность встать на них снова. Память об империях несмываема. Глубоко укорененные империи благодаря памяти способны воз­ рождаться из пепла, как птица Феникс. Старые культурные значения оживают и находят свое место в новых культурных системах, возник­ ших на месте старых. Да и были ли участники революционного процесса 1917 - начала 1930-х гг., собственно, революционерами? Не настало ли время посмо­ треть на них как-то иначе? Как на «новых имперцев», только на словах признающих идеи Революции, чтобы в действительности противосто­ ять ей, чтобы старая дряхлеющая империя получила шанс на омоложе­ ние или второе рождение? 47 Бродель Ф. Очерки истории. - М., 2017.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz