Фёдоров, П. В. Спорные вопросы в истории Мурмана, 1917 - 1997 : концепции, суждения, гипотезы / П. В. Фёдоров ; Мурм. гос. пед. ин-т, каф. отечеств. истории ; Ломонос. фонд, Мурм. отд-ние . – Мурманск : МГПИ, 1998. -126 с.

коммуникациях. «Без флота метрополии, — пишет он, — се­ верный морской маршрут был бы просто не в состоянии функ­ ционировать. Постоянное присутствие в заполярных водах английских боевых кораблей серьезно сковывало наступатель­ ные возможности надводного флота противника, не давало ему шансов на поддержку сухопутных войск на мурманском направлении».89 По мнению американского историка С .Э. Морисона, про­ водке союзных конвоев на Север России препятствовали боль­ шие группы немецких подводных лодок, авиация противника, а также неблагоприятные природно-климатические условия.90 Самой трагичной была судьба 17-го конвоя, потерявшего летом 1942 г. при переходе из Исландии на Север России 23 транспорта из 34. Его истории посвящена обширная литера* тура, как в нашей стране, так и за рубежом. Кто должен нести ответственность за разгром 17-го кон­ воя? Стоит напомнить, что роковую роль сыграл приказ англий­ ского Адмиралтейства о рассредоточении конвоя и лишении его кораблей охранения. Этот приказ последовал в след за тем, как в Лондоне узнали об угрозе со стороны немецкой эскадры, вышедшей навстречу 17-му конвою. Этой встречи так и не произошло: немецкие корабли через некоторое время повернули обратно. Однако конвой был рассредоточен, после чего он стал легкой добычей для германских самолетов и подводных лодок. Как утверждает английский историк С. Роскилл, «приказ на рассредоточение основывался на предположении о вероят­ ных намерениях противника, ибо сведений о том, что немец­ кие надводные корабли находятся в море и угрожают кон­ вою, не имелось». Поэтому, заключает он, «трудно найти ка ­ кое-либо оправдание подобному вмешательству Лондона в дела конвоя».9' Британский премьер У. Черчилль в своих мемуарах под­ черкивал, что 17-конвой был первой совместной крупной анг­ ло-американской операцией, осуществляемой под английским командованием. Боязнь потерять американские и английские крейсера заставило британское военно-морское министерство отозвать военные корабли обратно, так как, по мнению У. Чер­ чилля, они «были бы бесполезны против сил, которые могли использовать немцы».92 81

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz