Фёдоров, П. В. Спорные вопросы в истории Мурмана, 1917 - 1997 : концепции, суждения, гипотезы / П. В. Фёдоров ; Мурм. гос. пед. ин-т, каф. отечеств. истории ; Ломонос. фонд, Мурм. отд-ние . – Мурманск : МГПИ, 1998. -126 с.
кой себестоимости военной продукции. Причем, все попытки снизить се за счет рационализаторского движения, ужесточе ния режима экономии «желаемого результата не дали».70 Как и 10. П. Прибыльский, Л. М. Романов не стал искать глубинных причин этого явления, ограничившись, по сути, констатацией самого факта. Некоторые историки полагали, что первые налеты фашист ской авиации на Мурманск носили «демонстративный харак тер» (Л. М. Романов), что «варварские бомбардировки» горо да начались только тогда, когда гитлеровское командование потеряло надежду на его прямой захват (С. А. Смирнов).71 Другое мнение высказал А. А. Воронин. Он утверждал, что гитлеровцы бомбили Мурманск систематически с самого на чала войны и наносили массированные удары по городу вплоть до полного их изгнания с Кольской земли.72 Историю противовоздушных сил Кольского полуострова изучал Н. Комаров.73 В своем исследовании он пришел к з а ключению, что в течение всей войны Мурманский район ПВО совершенствовался как в тактическом отношении, так и в си ловом, благодаря чему успешно функционировал. Немалова жен и другой его вывод: снижение активности немецко-фа- шистской авиации в Заполярье после 1942 г. произошло, с од ной стороны, в результате огромных потерь противника на со ветско-германском фронте, а с другой стороны, вследствие усиления противовоздушной обороны Мурманска и Кировской железной дороги. После этого, как утверждается в многотомной «Истории второй мировой войны», немецкая авиация «вынуждена была действовать с больших высот, что значительно снизило эффек тивность ее ударов».74 Помощник президента США Э. Р. Стеттиниус в книге, вы шедшей в 1944 г. в Нью-Йорке, писал, что «суда подвергались атакам штурмовиков, пока под Мурманском не была создана эффективная противовоздушная оборона».75 Существуют и другие объяснения резкому сокращению чис ла налетов на Мурманск. Например, Р. И. Ларинцев указы вает на то, что основные силы ударной авиации Германии в ноябре 1942 г. в след за высадкой союзников в Северной Аф рике были переброшены в Средиземноморье.76 А в третьем то ме «Истории Великой Отечественной войны Советского Сою за» в качестве причины называются «сильные бомбовые удары советской авиации по вражеским аэродромам».77 77
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz