Фёдоров, П. В. Спорные вопросы в истории Мурмана, 1917 - 1997 : концепции, суждения, гипотезы / П. В. Фёдоров ; Мурм. гос. пед. ин-т, каф. отечеств. истории ; Ломонос. фонд, Мурм. отд-ние . – Мурманск : МГПИ, 1998. -126 с.

кой себестоимости военной продукции. Причем, все попытки снизить се за счет рационализаторского движения, ужесточе­ ния режима экономии «желаемого результата не дали».70 Как и 10. П. Прибыльский, Л. М. Романов не стал искать глубинных причин этого явления, ограничившись, по сути, констатацией самого факта. Некоторые историки полагали, что первые налеты фашист­ ской авиации на Мурманск носили «демонстративный харак ­ тер» (Л. М. Романов), что «варварские бомбардировки» горо­ да начались только тогда, когда гитлеровское командование потеряло надежду на его прямой захват (С. А. Смирнов).71 Другое мнение высказал А. А. Воронин. Он утверждал, что гитлеровцы бомбили Мурманск систематически с самого на ­ чала войны и наносили массированные удары по городу вплоть до полного их изгнания с Кольской земли.72 Историю противовоздушных сил Кольского полуострова изучал Н. Комаров.73 В своем исследовании он пришел к з а ­ ключению, что в течение всей войны Мурманский район ПВО совершенствовался как в тактическом отношении, так и в си­ ловом, благодаря чему успешно функционировал. Немалова­ жен и другой его вывод: снижение активности немецко-фа- шистской авиации в Заполярье после 1942 г. произошло, с од­ ной стороны, в результате огромных потерь противника на со­ ветско-германском фронте, а с другой стороны, вследствие усиления противовоздушной обороны Мурманска и Кировской железной дороги. После этого, как утверждается в многотомной «Истории второй мировой войны», немецкая авиация «вынуждена была действовать с больших высот, что значительно снизило эффек­ тивность ее ударов».74 Помощник президента США Э. Р. Стеттиниус в книге, вы­ шедшей в 1944 г. в Нью-Йорке, писал, что «суда подвергались атакам штурмовиков, пока под Мурманском не была создана эффективная противовоздушная оборона».75 Существуют и другие объяснения резкому сокращению чис­ ла налетов на Мурманск. Например, Р. И. Ларинцев указы­ вает на то, что основные силы ударной авиации Германии в ноябре 1942 г. в след за высадкой союзников в Северной Аф­ рике были переброшены в Средиземноморье.76 А в третьем то­ ме «Истории Великой Отечественной войны Советского Сою­ за» в качестве причины называются «сильные бомбовые удары советской авиации по вражеским аэродромам».77 77

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz