Фёдоров, П. В. Спорные вопросы в истории Мурмана, 1917 - 1997 : концепции, суждения, гипотезы / П. В. Фёдоров ; Мурм. гос. пед. ин-т, каф. отечеств. истории ; Ломонос. фонд, Мурм. отд-ние . – Мурманск : МГПИ, 1998. -126 с.

странами; ростом и укреплением советских предприятий, с ко­ торыми концессионеры уже не могли конкурировать.^ В «Истории Мурманской области», вышедшей в середине 90-х годов, А. А. и Т. А. Киселевы одну из глав посвящают развитию Мурманской губернии в годы новой экономической политики. Они рассматривают НЭП (1921— 1928 гг.) как «пер­ вые шаги» Советской власти, условие для дальнейшего р а з ­ вития.14 В этом их подход совпадает с климовским. В мурманской историографии еще никто не рассматривал НЭП как альтернативу, один из возможных путей развития, с которого все-таки пришлось свернуть. Как мы уже писали, практически не изучен «поздний» НЭП на Мурмане (в капи­ тальном труде А. А. Киселева «Родное Заполярье» период с 1925 по 1928 год полностью выпал из контекста). На сегодняшний день историческая наука не располагает единой концепцией осуществления новой экономической по­ литики в Мурманской губернии, от ее истоков и до полного разрушения. 3.2. Индустриализация Кольского Севера: цена успехов Роль индустриализации в истории. — Оснозные подходы в изучении индустриализации. — Первая пятилетка на Мурмане. — Ее изучение П. В. Соловьевым, И. Д. Алпатовым, В. П. Пя- товским. — Вторая пятилетка на Мурмане; взгляд А- А. Кисе­ лева. — Две концепции истории индустриализации Европей­ ского Севера СССР. — Сравнительная характеристика доктор ­ ских диссертаций В. П. Пятовского и А. А. Киселева. — Иссле­ дования последних лет: — А. А. Киселев о ГУЛАГе на М у р ­ мане. — В. Я. Шашков о роли спецпереселенцев в развитии производительных сил Кольского полуострова. >— Какова цена индустриализации? XX столетие круто изменило облик Кольского края. Глав­ ной преобразующей силой была политика индустриализации. Ради справедливости следует сказать, что начало ей на Коль­ ском полуострове положил последний российский император Николай II, поддержавший идею о строительстве Мурманской железной дороги. Вчерне дорога была проложена в кратчай­ ший срок к осени 1916 года. Прошло десять с небольшим лет. Политику индустриали­ зации возобновили большевики. Она охватывает целый перп- 41

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz