Фёдоров, П. В. Спорные вопросы в истории Мурмана, 1917 - 1997 : концепции, суждения, гипотезы / П. В. Фёдоров ; Мурм. гос. пед. ин-т, каф. отечеств. истории ; Ломонос. фонд, Мурм. отд-ние . – Мурманск : МГПИ, 1998. -126 с.
странами; ростом и укреплением советских предприятий, с ко торыми концессионеры уже не могли конкурировать.^ В «Истории Мурманской области», вышедшей в середине 90-х годов, А. А. и Т. А. Киселевы одну из глав посвящают развитию Мурманской губернии в годы новой экономической политики. Они рассматривают НЭП (1921— 1928 гг.) как «пер вые шаги» Советской власти, условие для дальнейшего р а з вития.14 В этом их подход совпадает с климовским. В мурманской историографии еще никто не рассматривал НЭП как альтернативу, один из возможных путей развития, с которого все-таки пришлось свернуть. Как мы уже писали, практически не изучен «поздний» НЭП на Мурмане (в капи тальном труде А. А. Киселева «Родное Заполярье» период с 1925 по 1928 год полностью выпал из контекста). На сегодняшний день историческая наука не располагает единой концепцией осуществления новой экономической по литики в Мурманской губернии, от ее истоков и до полного разрушения. 3.2. Индустриализация Кольского Севера: цена успехов Роль индустриализации в истории. — Оснозные подходы в изучении индустриализации. — Первая пятилетка на Мурмане. — Ее изучение П. В. Соловьевым, И. Д. Алпатовым, В. П. Пя- товским. — Вторая пятилетка на Мурмане; взгляд А- А. Кисе лева. — Две концепции истории индустриализации Европей ского Севера СССР. — Сравнительная характеристика доктор ских диссертаций В. П. Пятовского и А. А. Киселева. — Иссле дования последних лет: — А. А. Киселев о ГУЛАГе на М у р мане. — В. Я. Шашков о роли спецпереселенцев в развитии производительных сил Кольского полуострова. >— Какова цена индустриализации? XX столетие круто изменило облик Кольского края. Глав ной преобразующей силой была политика индустриализации. Ради справедливости следует сказать, что начало ей на Коль ском полуострове положил последний российский император Николай II, поддержавший идею о строительстве Мурманской железной дороги. Вчерне дорога была проложена в кратчай ший срок к осени 1916 года. Прошло десять с небольшим лет. Политику индустриали зации возобновили большевики. Она охватывает целый перп- 41
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz