Фёдоров, П. В. Спорные вопросы в истории Мурмана, 1917 - 1997 : концепции, суждения, гипотезы / П. В. Фёдоров ; Мурм. гос. пед. ин-т, каф. отечеств. истории ; Ломонос. фонд, Мурм. отд-ние . – Мурманск : МГПИ, 1998. -126 с.

выдвигаемых историками, упрощенность оценок, сильная по­ литизированность исторического знания. На гуманитарные науки в этот период негативный отпечаток наложили культ личности Сталина, а также обострение международной обста­ новки (особенно в годы холодной войны). Вместе с тем имен­ но в это время советские историки начинают разрабатывать глобальные проблемы в истории Мурмана (Октябрьская рево­ люция, гражданская война, индустриализация и коллективи­ зация, Великая Отечественная война, послевоенный период). Созданные в 1950-е годы Мурманское высшее мореходное учи­ лище и Мурманский педагогический институт (выросший и з учительского института) стали основой для возникновения местной исторической школы, В Мурманске появились «осед­ лые» ученые-нсторнки, изучавшие историю Кольского полу­ острова. Второй этап, длившийся с начала 1960-х й до конца 1980-х годов, связан с последствиями развенчания культа личности Сталина. Это положительным образом повлияло на развитие исторической науки. Ученые смогли существенно расширить' источниковую базу, а вместе с ней и тематику, своих исследо­ ваний. Произошел отказ от некоторых старых упрощенных оценок, концепций. Историки приступили к более углублен­ ному изучению обозначенных выше проблем. В этот период произошло становление мурманской исторической школы, по­ явились фундаментальные труды по истории Кольского Севе­ ра. Наконец, третий этап, начавшийся в конце 1980-х годов, отражает современное состояние исторической науки. Пере­ строечные процессы, распад СССР, свержение коммунистиче­ ской идеологии коренным образом сказались на развитии гу­ манитарного знания в России. Историки получили возмож­ ность отказаться от формационно-классового подхода (обяза­ тельного для двух первых этапов). Ученые стали свободны в выборе тематики и методов исследований. Открылись некото­ рые закрытые архивные фонды, спецхраны. Ушла в прошлое цензура. На современном этапе, с одной стороны, продолжа­ ется изучение уже известных проблем историографии и в этой связи происходит пересмотр некоторых старых оценок; с дру­ гой стороны, обозначились новые вопросы в истории Мурма­ на, которые не могли быть изучены раньше по идеологическим причинам. Важным фактором, сопутствующим столь бурным изменениям, является процесс оформления новой системы 111

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz