Фёдоров, П. В. Мурманский некрополь / П. В. Фёдоров, А. Н. Синицкий. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2008. - 204, [3] с. : ил.

На двух плитах, относящихся к последним годам XIX столе­ тия (М. Жеребцову и М. Хипагину), — шестиконечный крест (одна перпендикулярная перекладина и одна скошенная). Че­ тырехконечная форма креста (с одной перпендикулярной пе­ рекладиной), которая распространена у западных христиан (ка­ толиков, лютеран и т. д.), встречается на двух надгробиях — норвежским колонистам Шершегам лютеранского вероиспо­ ведания, а также на надгробии Е. Дьячковой. Кресты всегда изображаются в верхней части плиты, над текстом. На могильном камне В. Лоушкину это принимает сим­ волическое значение: кресту, символизирующему бессмертие души, здесь противопоставлен расположенный в нижней части плиты череп со скрещенными костями — символ бренности всего материального. Примечательно, что этот памятник, про­ низанный идеей отсутствия вечной жизни на Земле, не имеет никаких украшений. Другие ж е наземные плиты выглядят бо­ лее жизнеутверждающе, и это впечатление создает орнамент. Желание украсить могилу усопшего проистекало из сознатель­ ного или подсознательного ожидания его будущего воскреше­ ния. Воскреснувший человек должен возрадоваться красоте земной жизни — таково тайное предназначение надгробных украшений. Правда, наряду с этим реализовывалась социальная функция: качество и красота надгробия в некоторой степени определяли имущественную состоятельность семьи в глазах местного сообщества. Жизнеутверждающее настроение создает, прежде всего, растительный орнамент, часто встречающийся в Кольском не­ крополе. Цветы изображались в верхней части плиты, симмет­ рично, с правой и левой стороны от креста. Причем художе­ ственный стиль 1820— 1830-х годов (см. рис. 1 и 2) заметно от­ личается от более поздних композиций (см. рис. 3 и 4). Ранние рисунки цветов довольно реалистичны: прорисованы мельчай­ шие детали, видны индивидуальные черты растений, не пре­ тендующие на роскошество. Возможно, их создавал один мас­ тер. Поздние ж е рисунки цветов (1900 года), наоборот, отмече­ ны более пышными, но схематичными формами. Растительные мотивы сочетаются здесь с геометрическими. На пяти плитах используется еще и каймовый орнамент: на четырех — геомет­ рический (см. рис. 5) и на одном (М. Хипагину) — раститель­ ный (см. рис. 6). 28

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz