Фёдоров, П. В. Мурманский некрополь / П. В. Фёдоров, А. Н. Синицкий. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2008. - 204, [3] с. : ил.
На двух плитах, относящихся к последним годам XIX столе тия (М. Жеребцову и М. Хипагину), — шестиконечный крест (одна перпендикулярная перекладина и одна скошенная). Че тырехконечная форма креста (с одной перпендикулярной пе рекладиной), которая распространена у западных христиан (ка толиков, лютеран и т. д.), встречается на двух надгробиях — норвежским колонистам Шершегам лютеранского вероиспо ведания, а также на надгробии Е. Дьячковой. Кресты всегда изображаются в верхней части плиты, над текстом. На могильном камне В. Лоушкину это принимает сим волическое значение: кресту, символизирующему бессмертие души, здесь противопоставлен расположенный в нижней части плиты череп со скрещенными костями — символ бренности всего материального. Примечательно, что этот памятник, про низанный идеей отсутствия вечной жизни на Земле, не имеет никаких украшений. Другие ж е наземные плиты выглядят бо лее жизнеутверждающе, и это впечатление создает орнамент. Желание украсить могилу усопшего проистекало из сознатель ного или подсознательного ожидания его будущего воскреше ния. Воскреснувший человек должен возрадоваться красоте земной жизни — таково тайное предназначение надгробных украшений. Правда, наряду с этим реализовывалась социальная функция: качество и красота надгробия в некоторой степени определяли имущественную состоятельность семьи в глазах местного сообщества. Жизнеутверждающее настроение создает, прежде всего, растительный орнамент, часто встречающийся в Кольском не крополе. Цветы изображались в верхней части плиты, симмет рично, с правой и левой стороны от креста. Причем художе ственный стиль 1820— 1830-х годов (см. рис. 1 и 2) заметно от личается от более поздних композиций (см. рис. 3 и 4). Ранние рисунки цветов довольно реалистичны: прорисованы мельчай шие детали, видны индивидуальные черты растений, не пре тендующие на роскошество. Возможно, их создавал один мас тер. Поздние ж е рисунки цветов (1900 года), наоборот, отмече ны более пышными, но схематичными формами. Растительные мотивы сочетаются здесь с геометрическими. На пяти плитах используется еще и каймовый орнамент: на четырех — геомет рический (см. рис. 5) и на одном (М. Хипагину) — раститель ный (см. рис. 6). 28
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz