Фёдоров, П. В. Мурманский некрополь / П. В. Фёдоров, А. Н. Синицкий. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2008. - 204, [3] с. : ил.

ПРЕДИСЛОВИЕ Два чувства дивно близки нам, В них обретает сердце пищу: Любовь к родному пепелищу, Любовь к отеческим гробам... А. Пушкин П е с с и м и с т и ч е с к и м и н а с т р о е н и я м и н а п о л н я е т ж и з н ь ч е л о ­ в е к а мы сл ь о н е о т в р а т и м о с т и ф и з и ч е с к о й с м е р т и . Ч е л о в е ч е ­ с т в о в сегда и с к а л о « э л и к с и р б е с с м е р т и я » . Н о н е н а й д я его в м а т е р и а л ь н о й ф о р м е , а к т и в н о и с п о л ь з о в а л о (и и с п о л ь з у е т до с и х пор) с ам у м еч ту о б е с с м е р т и и . Т а к , с о г л а с н о х р и с т и а н с к о ­ му в е р о у ч е н ию , для с о в е р ш е н и я С т р аш н о г о с у д а н а д в с ем и ж и вш и м и ко гд а-либо н а З ем л е гр я д е т в т о р о е п р и ш е с т в и е И и су с а Х р и с т а , п о с л е ч его у м е рш и е , в о с к р е с н у в , в с т а н у т и з гробо в . В с в я з и с э тим о с о б о е о т н о ш е н и е х р и с т и а н с к и й м и р п р о я в л я е т к м е с т ам з а х о р о н е н и я . В Р о с с и и , н а п р и м е р , о н и и м е н ую т с я « к л а д б ищ ам и » (от с л о в а «клад», ч то о з н а ч а е т « з а р ы т а я ц е н ­ но ст ь» ). У п р я т а н н ы е в з е м л ю м е р т в ы е т е л а , и с х о д я и з х р и с т и ­ а н с к о г о в е р о у ч е н и я , д е й с т в и т е л ь н о я в л яю т с я с в о е г о р о д а « к л а ­ дом » , т. к. н а х о д я т с я в г р о б а х л и ш ь в р е м е н н о , до в о с к р еш е н и я в д е н ь С т р аш н о г о с у д а 1. В п р а в о с л а в н о й п о у ч и т е л ь н о й л и т е р а т у р е , в ч а с т н о с т и , го­ в о р и т с я : «М о ги л а — э т о м е с т о б у д ущ е г о в о с к р е с е н и я , и п о э т о ­ м у н е о б х о д и м о с о б лю д а т ь е е в ч и с т о т е и п о р я д к е . К р е с т на м о ги л е п р а в о с л а в н о г о х р и с т и а н и н а — м о л ч а л и вы й п р о п о в е д ­ н и к б л аж е н н о г о б е с с м е р т и я и в о с к р е с е н и я . В о д р у ж е н н ы й в 1Н XIX веке в идею воскрешения мертвых искренно верил, в частности, русский философ- космист Николай Федоров. Усматривая в древнейших традициях обряда погребения попы т­ ку сохранения тел умерших перед их предстоящим оживлением, Н. Федоров, однако, наде­ ялся, что еще до второго пришествия Иисуса Христа ученые научатся собирать рассеянные частицы вещества человеческих останков и складывать их в тела, чем предотвратят гряду­ щий Страшный суд. (См.. Семенова С. Г Николай Федоров. Творчество жизни. — М., 1990). 9

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz