Фёдоров, П. В. Северный вектор в российской истории : центр и Кольское Заполярье в XVI-XX вв. / П. В. Фёдоров ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2009. - 388 с. : табл.
Раздел II •Глава 3 83 Многие конструкции Кольского острога к тому времени приш ли в негодность: порушились, сгнили. В сентябре 1701 г. Петр I по ручает кольскому воеводе г.Н. Козлову Кольский острог «починить», чтобы «в том городе в осаде сидеть было надежно»1. В течение 1701 - 1704 гг. усилиями освобожденных от службы стрельцов были пере строены и починены стены крепости, заново построены Егорьевская и Ерзовская башни, углублены рвы. У устья реки Туломы была соору жена малая крепость «в две стены на 15 пушек»2. Оборонительные мероприятия на Севере помогли отвести угрозу со стороны Швеции. В мае 1701 г. шведская военная эска дра в составе семи кораблей под командованием командора Карла Хенрика Лёве направилась на Русский Север. Войдя в устье Северной Двины, 25-26 июня шведы предприняли атаку строящейся крепости под Архангельском, но потерпели поражение. Здесь была одержана первая победа России в Северной войне. На обратном пути шведы напали на беззащитное селение Пялицу на Терском берегу, где разграбили все имевшиеся 11 дворов, жители которых спаслись бегством. Впрочем, в дальнейшем от актив ных разбойных действий у берегов Кольского полуострова против ник отказался, поскольку этому мешали сильные туманы3. Успешные действия русской армии на реке Неве и Карельском перешейке тем более парализовали активность Швеции на Крайнем Севере. Так и не став театром военных действий, северная окраина начала «обслуживать» балтийский плацдарм создаваемой здесь ин фраструктурой. В 1703-1704 гг., по указу царя, была сооружена почто вая дорога от Колы к границе с Данией, тогдашней союзнице России, «для скорейших и нужнейших обсылок»4. Важное значение приобрела проблема доставки на Балтику новых военных кораблей, строившихся в Архангельске для мо лодого Балтийского флота. В 1702 г., во время третьего приезда в Архангельск, Петр I принял решение о перевозке волоком из Белого 77. — С.239. 1 Труды статистического комитета за 1865 год. — Архангельск, 1866. — Кн.1. Отделы истори ческий и этнографический. — С.58-60. 2 Ушаков И.Ф. Кольский острог. — С.20. 3 Тревожные годы Архангельска. — С.374-375. 4 Хрестоматия по истории Кольского Севера/Сост. И.Ф. Ушаков. — Мурманск, 1997. — С.118- 119.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz