Фёдоров, П. В. Северный вектор в российской истории : центр и Кольское Заполярье в XVI-XX вв. / П. В. Фёдоров ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2009. - 388 с. : табл.
Раздел II •Глава 2 63 Норвежскому морям, обогнув Кольский и Скандинавский полуостро ва, дошел до Тронхейма, далее его путешествие было продолжено по суше1. После того, как в XV в. началось русское заселение Терского берега, московские власти проводят курс на приобщение лопарей- язычников к православной вере, что имело существенное значение в закреплении территории их проживания за Русским государством. В 1526 г. Василий III поручил новгородскому архиепискому Макарию отправить на Крайний Север священнослужителей для со вершения обряда православного крещения лопарей2.Этому предше ствовала большая миссионерская работа. В Лапландии проповедни кам православия (Трифону, Феодориту и др.) открывалось широкое поле деятельности, но в пределах Кольского Севера, поскольку лопа ри, жившие в Финмарке, в свое время уже подверглись влиянию като личества. Однако сама церковь в Норвегии тогда переживала упадок, вызванный реформацией,3и это избавило православие от западного конкурента. Деятельность православных миссионеров в восточной части датско-московского округа, в целом, увенчалась успехом также благодаря выбранной ими гибкой тактике. Действовавший вблизи рек Колы и Туломы Феодорит, относясь к числу так называемых «нестяжателей», сделал ставку на изучение саамского языка, переводы Библии и т.д. Правда, предложенная им модель монастыря не претендовала на хозяйственное освоение края. Оказавшись материально слабым, монастырь Феодорита распался и его монахи ушли на реку Печенгу, к Трифону. Трифон же, напротив, следуя иосифлянской тактике, строил свою миссионерскую деятель ность при помощи «бесед о куплях» и вовлечения лопарей в торгово- экономические отношения. Поэтому, в отличие от Феодорита, он за нимался укрупнением своей обители: приобретал земли, развил хозяйство, получив при этом поддержку Ивана Грозного4. Основание Печенгского монастыря в середине XVI в. имело большое значение 1 Шаскольский И.П. Об одном плавании древнерусских мореходов вокруг Скандинавии: Путешествие Григория Истомы//Путешествия и географические открытия в XV-XIX веках. — М., Л., 1965. 2 Полное собрание русских летописей. — СПб., 1853. — Т.6: Софийская летопись. — C.289. 3 Соседи на Крайнем Севере... — C.62-63. 4 Ушаков И.Ф. Избранные произведения в 3 т. — Мурманск, 1997-1998. — Т.1. — С.58-60;Т.2. — C.211-214, 296-300.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz