Фёдоров, П. В. Северный вектор в российской истории : центр и Кольское Заполярье в XVI-XX вв. / П. В. Фёдоров ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2009. - 388 с. : табл.
62 П.В. Федоров •Северный вектор в российской истории § 2. Борьба Москвы за присоединение Кольского Севера к Русскому государству На протяжении XIV-XV вв. и в Скандинавии, и на Русской рав нине происходили сложные политические процессы, в ходе которых Норвегия вошла в состав Датского государства, а Новгородская зем ля — в состав Московского княжества. Соответственно, сменились и владельцы общего округа взимания дани с лопарей: из новгородско- норвежского округ превратился в датско-московский. Накал политических событий в центре на время отвлек внима ние от Севера. Но по мере стабилизации обстановки, произошедшей уже в XVI в., лапландский спор возобновился. Этому в значительной степени способствовал рост могущества новых владельцев округа, что позволяло последним изыскивать ресурсы в том числе на уре гулирование спорных пограничных проблем. Лапландская проблема, не будучи обособленной случайностью, отражала в себе процессы территориального роста Московского государства, оформления его периметра, усиления мощи и амбиций центральной власти, постоян ной потребности в обороне и безопасности. Еще до подчинения себе Новгорода московские князья, посы лавшие на Кольский полуостров «ватаги» за ловчими птицами для княжеской охоты, считали Терскую сторону сферой своего влияния, требуя, чтобы новгородцы туда не ходили1. После присоединения Новгорода Крайний Север все боль ше входил в орбиту московской политики. Уже в конце XV в. север ные морские коммуникации были впервые использованы центром в качестве альтернативы балтийским. В 1496 г. московский дипломат Григорий Истома был послан Иваном III в Данию для переговоров. Поскольку происходившая в тот момент на берегах Финского зали ва русско-шведская война делала более короткий и традиционный маршрут через Балтийское море небезопасным, он выбрал для своего путешествия кружной путь через Север. Вначале г. Истома добрался до устья Северной Двины, откуда на корабле по Белому, Баренцеву и 1 Платонов С.Ф. Начало русских поселений на Мурмане//Производительные силы района Мурманской железной дороги. — Петрозаводск, 1923. — С.1.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz