Фёдоров, П. В. Северный вектор в российской истории : центр и Кольское Заполярье в XVI-XX вв. / П. В. Фёдоров ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2009. - 388 с. : табл.

62 П.В. Федоров •Северный вектор в российской истории § 2. Борьба Москвы за присоединение Кольского Севера к Русскому государству На протяжении XIV-XV вв. и в Скандинавии, и на Русской рав­ нине происходили сложные политические процессы, в ходе которых Норвегия вошла в состав Датского государства, а Новгородская зем­ ля — в состав Московского княжества. Соответственно, сменились и владельцы общего округа взимания дани с лопарей: из новгородско- норвежского округ превратился в датско-московский. Накал политических событий в центре на время отвлек внима­ ние от Севера. Но по мере стабилизации обстановки, произошедшей уже в XVI в., лапландский спор возобновился. Этому в значительной степени способствовал рост могущества новых владельцев округа, что позволяло последним изыскивать ресурсы в том числе на уре­ гулирование спорных пограничных проблем. Лапландская проблема, не будучи обособленной случайностью, отражала в себе процессы территориального роста Московского государства, оформления его периметра, усиления мощи и амбиций центральной власти, постоян­ ной потребности в обороне и безопасности. Еще до подчинения себе Новгорода московские князья, посы­ лавшие на Кольский полуостров «ватаги» за ловчими птицами для княжеской охоты, считали Терскую сторону сферой своего влияния, требуя, чтобы новгородцы туда не ходили1. После присоединения Новгорода Крайний Север все боль­ ше входил в орбиту московской политики. Уже в конце XV в. север­ ные морские коммуникации были впервые использованы центром в качестве альтернативы балтийским. В 1496 г. московский дипломат Григорий Истома был послан Иваном III в Данию для переговоров. Поскольку происходившая в тот момент на берегах Финского зали­ ва русско-шведская война делала более короткий и традиционный маршрут через Балтийское море небезопасным, он выбрал для своего путешествия кружной путь через Север. Вначале г. Истома добрался до устья Северной Двины, откуда на корабле по Белому, Баренцеву и 1 Платонов С.Ф. Начало русских поселений на Мурмане//Производительные силы района Мурманской железной дороги. — Петрозаводск, 1923. — С.1.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz