Фёдоров, П. В. Северный вектор в российской истории : центр и Кольское Заполярье в XVI-XX вв. / П. В. Фёдоров ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2009. - 388 с. : табл.

Раздел III •Глава 9 347 После того, как в 1979 г. в Мурманске был создан трест «Арктикморнефтегазразведка», Кольский Север становится базой разведки углеводородов. Приоритетное значение этих поисков для государства было подтверждено в 1981 г. переводом в Мурманск из Краснодарского края всесоюзного объединения «Союзморгео», отвечающего за разведку нефти и газа на всех морях СССР1. Это позволило весьма быстро развернуть в Мурманске всю научно- исследовательскую и производственно-техническую инфраструктуру морских геологических исследований. Усилия принесли свои резуль­ таты: в Баренцевом и Карском морях были открыты несколько круп­ ных газоконденсатных и нефтяных месторождений. Хотя их освоение отодвигалось на неопределенное время, они не могли не прибавить оптимизма стране, наблюдавшей за быстрым истощением своих не­ фтегазоносных источников в Сибири. Одновременно это же позво­ ляло говорить и о новых экономических перспективах Европейского Севера и, в частности, Мурманской области как потенциальной базы добычи, переработки и транспортировки углеводородов Арктики2. Одним из условий реализации таких проектов — и в дово­ енные, и в послевоенные годы — была дорожная инфраструктура. Систематическая работа по созданию в области сети современных шоссейных дорог началась с конца 50-х гг. Современные дороги были проложены от областного центра к новым городам и местам строи­ тельства новых ГЭС. Своеобразным каркасом шоссейной инфраструк­ туры стала автомобильная трасса Ленинград-Мурманск. Наряду с же­ лезной дорогой она невольно напоминала о глубокой связанности всех преобразований на северной окраине с потребностями центра. Не случайно еще во время своего строительства в 1968 г. эта арте­ рия вошла в сеть дорог общегосударственного значения3. Общая же протяженность шоссейных трасс с твердым покрытием в пределах Мурманской области резко выросла, с 26 километров в 1940 г.до 2226 километров в 1990 г.4 К моменту распада СССР примерно половина 1 Киселев А.А. За нефтью Арктики. — Мурманск, 2007. — С.14-15. 2 Циркунов И.Б. Газ и туризм — газ или туризм //Живущие на Севере: опыт и прогнозы: Сб. статей. — Мурманск, 2008. — C.253-260. 3 ГАМО. — Ф.Р-405. — Оп.8. — Д.331. — Лл.174-175. 4 Мурманской области 60 лет: Юбилейный статистический сборник. — Мурманск, 1998. — С 60.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz