Фёдоров, П. В. Северный вектор в российской истории : центр и Кольское Заполярье в XVI-XX вв. / П. В. Фёдоров ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2009. - 388 с. : табл.
346 П.В. Федоров •Северный вектор в российской истории Северного пароходства, центральный аппарат которого находился в Архангельске. Но такое положение просуществовало недолго: об ращения Мурманского обкома партии в правительство привели в 1967 г. к восстановлению самостоятельного Мурманского морского пароходства1. Важным фактором и одновременно ограничителем экономиче ского развития Кольского Севера оказывались возможности энергети ческой системы. До 60-х гг. в числе различных способов промышленно го производства электричества на Кольском Севере по-прежнему, как и до войны, приоритет отдавался гидроэнергетике. В разных частях области небольшие реки перекрывались зачастую целыми каскадами гидроагрегатов, соединенных общим кольцом Кольской энергосисте мы. В 60-е гг. постигшая полуостров засуха привела к обмелению рек и замедлению работы ГЭС. В связи с тем, что Колэнерго еще не име ла подпитки из государственной энергосистемы, перебои с подачей электроэнергии привели к серьезным последствиям, зачастую к оста новке энергоемких предприятий2.Попытка переориентировать гидро энергетику с реки на море не увенчалась успехом: созданная в Кислой Губе Баренцева моря приливная электростанция, хотя и была второй в мире (после французской ПЭС на побережье Ла-Манша), не оправдала экономических надежд и имела только экспериментальное значение. По этой причине будущее Кольского Севера стало свя зываться с атомной энергетикой. В 1963 г. Мурманский об лисполком и Ленинградское отделение проектного института «Теплоэлектропроект» договорились о месте строительства Кольской АЭС — рядом с поселком Зашеек3.Строительные работы были прове дены в рекордно короткие сроки, и в 1973 г. состоялся энергетиче ский пуск станции, позволившей превратить Мурманскую область из энергодефицитной в энергоизбыточную. Тогда же, в 70-е гг., Министерство геологии СССР стало прояв лять повышенный интерес к поиску энергоресурсов на шельфе ар ктических морей, что по времени совпало с открытием больших за пасов нефти у берегов Норвегии, в Северном море. 1 Красавцев Л.Б. Морской транспорт Европейского Севера России (1918-1985): проблемы раз вития и модернизация. — Архангельск, 2003. — С.246-247. 2 Годы застойные... Годы достойные! — Мурманск, 2000. — С.14-15. 3 ГАМО. — Ф.Р-405. — Оп.6. — Д.159. — Л.172.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz