Фёдоров, П. В. Северный вектор в российской истории : центр и Кольское Заполярье в XVI-XX вв. / П. В. Фёдоров ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2009. - 388 с. : табл.

Раздел III •Глава 9 345 ления Мурманского и Северо-Западного совнархозов и передана вновь образованному Главному управлению рыбной промышленно­ сти Северного бассейна «Севрыба» с центром в г.Мурманске. На главк возлагалось хозяйственное руководство предприятиями и организа­ циями рыбной промышленности, расположенными в Мурманской, Архангельской областях и Карельской АССР1. Создание «Севрыбы» отражало собой известный прогресс в раз­ витии представлений центральной власти о территориальных прио­ ритетах рыбной промышленности. Довоенные стремления сформиро­ вать северную базу рыбохозяйственного комплекса уже после войны, в 50-е гг., были несколько расшатаны обретением Калининградского плацдарма на Балтийском море. Необходимость укрепления пози­ ций СССР на этих аннексированных землях Германии вынуждало пра­ вительство искать точки опоры, и в качестве одной из них как раз рассматривалась рыбная промышленность. К концу 50-х гг. отно­ сятся попытки превратить Калининград в некий координационный центр рыбаков как Западного, так и Северного бассейнов. В частно­ сти, планировалось создание здесь единой Североатлантической и Североморской перспективной промысловой разведки2. Но отдален­ ность Северного и Западного бассейнов друг от друга не создавала условий для организации удобного совместного взаимодействия, и учреждение «Севрыбы», положив конец подобным поискам, закре­ пляло за Севером право на самостоятельное управление. «Севрыба», хотя и создавалась «на правах совнархоза», с подчи­ нением Всероссийскому Совету Народного Хозяйства, в действитель­ ности представляла собой территориальный элемент отраслевой си­ стемы, и поэтому после ее окончательного возрождения в 1965 г. не только не пострадала, но, напротив, продолжала укрепляться, просу­ ществовав вплоть до распада СССР. Впрочем, реорганизация, проведенная на морском транспор­ те, угрожала разрешиться не в пользу Мурманска. Правительство предприняло попытку создать на Севере межрегиональную систему управления транспортным флотом, подобно той, какая существовала в рыбной промышленности. Для этого в 1964 г. Мурманское пароход­ ство было упразднено, а вся его инфраструктура включена в состав 1 ГАМО. — Ф.Р-1038. — Оп.1. — Д.2. — Лл.8-10. 2 Полярная правда. — 1957. — 27 июля.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz